Биографическая справка

Опубликована биографическая справка о деятельности М. Э. Аджиева (Мурада Аджи).

Статья не ставит целью дискуссию о научном содержании работ М. Э. Аджиева. Это — справочный материал, в котором изложены основные факты научной и писательской деятельности исследователя.

Статья не ставит целью дать исчерпывающий список авторов, ссылающихся в своих работах на публикации М. Э. Аджиева. Этот далеко не полный перечень призван показать разнообразие научных проблем, где исследования Аджиева оказались полезны.

Статья не ставит целью полемику (с кем бы то ни было) по поводу оценок деятельности М. Э. Аджиева, сделанных за его спиной. Однако сам характер и форма высказываний “оппонентов” требуют уточнений. Употребление ими таких выражений, как “отпор” и “борьба”, в данном случае представляется некорректным. В русском языке для подобных действий существуют менее пафосные и более точные слова.

Статья не ставит целью опровержение каких бы то ни было утверждений, приписываемых М. Э. Аджиеву, и которых нет в его работах. Возможно, приводимые ниже цитаты из «Саги о Великой Степи», помогут читателям сделать свои выводы о личности учёного.

Да, знание источников для исследователя условие необходимое. Но… недостаточное. Потому что знание — это всего лишь информация к размышлению. И поиск такой информации — важнейший этап в работе автора. (Заметьте, далеко не каждый автор изначально способен стать исследователем.) Знать можно много, даже очень много, но так и не стать исследователем.
  Исследование создает новое знание! Оно результат качественно иного поиска — с логикой, с информацией второго и третьего плана, с охотничьим чутьем, наконец, которое необходимо при анализе.

Я избегаю оценок и выводов, не навязываю свое мнение, ухожу от политики и политиков, особенно религиозных. Кажется, удается… Писателю необходима победа над своими желаниями и чувствами. Легко ли дается она? Нет, конечно. Но зато открыто смотрю людям в глаза. По убеждениям я светский человек, как подобает независимому исследователю, но не атеист, и не скрываю это.
  Спокойно и уважительно отношусь к любой религии. Без придыхания в голосе, без заискивающего закатывания глаз говорю о христианстве, мусульманстве, буддизме, все они для меня составляют предмет научного интереса.

К сожалению, доносы — неотъемлемая часть нашей жизни, их жертвой пал не один ученый. И в итоге имеем то, что имеем: из науки ушли личности! А с обезличенной наукой дружить неинтересно. Где фигуры масштаба Сергея Ивановича Руденко? Он, кстати, был географом по образованию. Многое отдал бы за разговор с ним. Но вот беда, «разошлись» во времени.
  Меня неоднократно приглашали на международные научные конференции и на встречи с научной общественностью в Алматы, Баку, Казань, Киев. Поначалу охотно выступал с докладами, слушал других. Но постепенно пришло разочарование… Я так и не нашел специалиста, который изучает Великое переселение народов, знает проблему, источники. Таких ученых, похоже, сегодня нет.

— Я так понял, вы предлагаете вернуться в тенгрианство? Интересно, идола какого племени предложите в качестве «общетюркского»? Почему мы должны отказаться от Аллаха? Чем тенгрианство лучше ислама? Или христианства, иудаизма? Как думаете, человеческие жертвоприношения тоже надо возродить?
  Ла илахе ил Аллах! Мухаммадан расулиллах! Амир ал моуминин Алийан валиуллах! А вы о каком-то идоле говорите…
  — Без комментариев.
  — Что-то не так? Вы зовете всех за собой в другой мир, будьте добры, разъясните, чем тот мир лучше, справедливее этого?
  — Не вижу смысла вступать в дискуссию, вы не читали моих книг и не представляете, о чем я пишу. Иначе бы не задавали вопросы, на которые нет ответа ни у вас, ни у меня. Да, я вспоминаю предков, их культуру, чтобы вернуть историческое лицо нашему народу. Но никогда не предлагал вернуться в их мир – в мир Средневековья, ибо понимаю, что это невозможно.
  Вы приписали мне слова, которые я не говорил, и мысли, которые противоречат моим убеждениям. Это ваши слова, ваши мысли, обсуждайте их сами, без меня… Прошу больше не беспокоить.

Надеюсь, читатель поймет, почему в списке литературы приведены не все работы, которыми я пользовался. Ведь каждой фразе в моих книгах предшествует анализ источников, перечислить все просто физически невозможно. Вот почему, составляя список, я руководствовался сугубо личными мотивами, главный из которых благодарность. Помимо общепринятых авторитетов, хотелось обязательно упомянуть тех, кто дал толчок моей мысли, позволив по-другому взглянуть на, казалось бы, незыблемые истины. В моем перечне есть имена, практически неизвестные, либо известные только узкому кругу специалистов. Называя их, я как бы говорю этим авторам “спасибо”…
  А закончить хочу словами М. Планка: >Каждый выдающийся исследователь вносит свое имя в историю науки не только собственными открытиями, но и теми открытиями, к которым он побуждает других.

Читать биографическую справку