Биографическая справка о М. Э. Аджиеве (Мураде Аджи)

Этот материал находится в свободном доступе. Допускается его свободное использование в информационных, научных, учебных или культурных целях. При перепечатке указание фамилии автора и ссылка на сайт обязательны.

Курячая М.

Мурад Аджи

Мура́д Эскенде́рович Аджи́ев (с 1994 года публикуется под псевдонимом Мурад Аджи; 9 декабря 1944, Москва — 7 марта 2018, Москва) — советский и российский учёный, писатель, публицист. Автор концепции Великого переселения народов, зародившегося на Алтае, исторической родине древних тюрков.

По образованию географ, имеет степень кандидата экономических наук, доцент.

По национальности кумык.

Биография

Начало научной деятельности

В 1964 году поступил на кафедру североведения географического факультета МГУ1. В 1969 году досрочно окончил географический факультет МГУ1. Работал в Совете по изучению производительных сил при Госплане СССР2. Был направлен в целевую аспирантуру1, где занимался изучением производительных сил и их размещением в процессе освоения новых северных территорий страны3. Будучи аспирантом, отработал сезон бурильщиком в старательской артели в Якутии4. После этого неоднократно бывал в командировках на Севере и в Сибири5. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию «Моделирование и оптимизация процесса промышленного освоения Северо-Востока СССР с выбором индустриально-строительных опорных баз»6. Научным руководителем учёного был профессор В. Ф. Бурханов1.

После аспирантуры работал в отделе прогнозирования при Министерстве цветной металлургии СССР, занимался социальными процессами строительства в Сибири, исследвал географические и экономические проблемы освоения Сибири1 7.

С 1975 года на протяжении почти 15 лет читал курс лекций по экономической географии во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте. Параллельно с педагогической работой занимался научной деятельностью: исследованием проблем освоения северных территорий страны, Сибири и Дальнего Востока. К этому периоду относятся его публикации об освоении Сибири, Байкало-Амурской магистрали (БАМ), территориально-производственных комплексах Сибири, энергосберегающих технологиях8.

В 1976 году участвовал в XXIII Международном географическом конгрессе9.

Работы Аджиева 1970-х годов заинтересовали патриарха советского североведения известного ученого Г. А. Аграната. В своей монографии «Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки» Агранат отмечал, что ему представляется интересной мысль Аджиева, впервые выдвинутая в 1976 году, об использовании в качестве границы Севера синтетического показателя общих энергетических затрат на производство и жизнь человека в этой зоне. К сожалению, как отмечает Агранат, это предложение осталось не доработанным до практического применения1 10.

Работы Аджиева 1970-х—80-х годов относят к научной школе, внёсшей вклад в разработку вопросов освоения новых территорий11. В докладе, подготовленном в 1982 году для Национального Совета по советским и восточноевропейским исследованиям (США), публикации Аджиева входят в библиографический список для изучения состояния современного экономического развития Сибири и Дальнего Востока12. И сегодня ссылки на работы Аджиева присутствуют в ряде докторских и кандидатских диссертаций13. Аджиева отмечают среди тех экономистов, которые рассматривали строительство БАМа “не только как источник облегчения напряженности Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, но и как основное условие планомерной разведки и добычи полезных ископаемых Южной Якутии и северного Забайкалья”14.

Занимаясь научной деятельностью, одновременно сотрудничал с ведущими журналами страны: «Новый мир», «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Знание — сила»15, стал известным популяризатором науки16. Много лет был членом редакционной коллегии художественно-географического альманаха «На суше и на море»17.

В 1983 году вышла в свет его научно-популярная книга «Сибирь: XX век», где автор обратился к теме территориально-производственных комплексов и демографических сдвигов, обусловленных освоением новых территорий18. Он показал Сибирь как центр переплетения многих человеческих, производственных, научных, культурных проблем18. Но, как пишет Аджиев, сказав правду о грубейших экономических просчетах государства при освоении Сибири19, он навлек на себя гнев ЦК КПСС и оказался в “чёрных списках”. В настоящее время эта книга входит в перечень рекомендованной или дополнительной литературы учебных курсов некоторых вузов России20 21 22 23.

Вынужденный отказаться от защиты докторской диссертации, Аджиев самостоятельно вёл исследования донного льда и концентрации тяжёлой воды на реках Сибири24. Результатом этой работы стала гипотеза о концентрации тяжелой воды в природе, в которой речь идет о природных месторождениях дейтерия — ядерного топлива25. Основные идеи гипотезы он изложил в 1989 году в научном журнале «Материалы гляциологических исследований»26 и в ряде научно-популярных изданий24 25. Эта интересная гипотеза о явлении, “суть которого не была прежде объяснена и попытка дать ему научное объяснение”25, вызвала интерес специалистов27.

В 1989 году, окончательно оставив работу над докторской16 1 28, Аджиев перешел на работу в редакцию журнала «Вокруг Света».

Этнографическая деятельность

Перейдя в 1989 году на работу в журнал «Вокруг света», Аджиев организует экспедиции, будучи начальником и рабочим в одном лице, делает фотосъёмки, пишет очерки о жизни малоизвестных народов16. Героями его этнографических очерков становятся эвены, якуты, талыши, лезгины, табасараны, карачаевцы, кумыки и другие «исчезающие» народы Советского Союза в эпоху перестройки16 29.

В начале 90-х годов участвует в поездках в «горячие» точки, пишет очерки о военных действиях на Кавказе30. Тогда и зарождается интерес Аджиева к новой теме, которая определила его последующую деятельность. Он заинтересовался историей своего народа — кумыков, которых, как карачаевцев и балкарцев, относят к числу малых народов16. Их историю принято начинать с XIX века, со времён завоевания Кавказа. В своих очерках Аджиев обратился к исследованию более далёкого прошлого этих народов31.

Результаты своих исследований в области этнографии Аджиев изложил в 1991 году на Международном симпозиуме «Право и этнос»32 33. В его докладе «Проблема этнической самоидентификации в общегосударственной структуре населения СССР (на примере кумыков)» рассматривались вопросы этногенеза древних тюрков, предполагаемая страна их обитания — Дешт-и-Кипчак, географические границы этой страны, государственное устройство и культура33. Идеи научного доклада легли в основу книги «Мы — из рода Половецкого!»34. Вопросы, поднятые в книге, вызвали недовольство1, и по сигналу сверху Аджиев в 1992 году был уволен из редакции «Вокруг света»1.

Концепция Великого переселения народов и тюркология

После увольнения из редакции журнала «Вокруг света» Аджиев продолжил самостоятельное исследование35 страны Дешт-и-Кипчак (Великой Степи, Половецкого поля). Высказав гипотезу о Великом переселении народов, зародившемся на Алтае более 2000 лет назад, он проследил предполагаемые этапы переселения во времени и очертил их на географической карте. По мнению Аджиева, в итоге переселения и освоения новых территорий сформировалась страна Дешт-и-Кипчак, территория которой в 1-м тысячелетии простиралась от Байкала до Атлантики и включала в себя значительную часть территории Сибири и современной России33 36.

Результаты своих исследований Аджиев изложил в 1994 году в книге «Полынь Половецкого поля: Из родословной кумыков, карачаевцев, балкарцев, казаков, казахов, татар, чувашей, якутов, гагаузов, крымских татар, части русских, украинцев и других народов, ведущих свое начало от тюркского (кипчакского) корня и забывших его»37. Согласно гипотезе Аджиева, эти народы являются потомками тех, кто начал Великое переселение с Алтая более 2000 лет назад и на протяжении нескольких веков постепенно осваивал и заселял степную зону Евразийского континента. А потому, как сказано в аннотации к 3-ему изданию книги, автор считает, что российская история, “вопреки принятому мнению началась вовсе не в IX веке, а много раньше”38. Особое внимание в книге уделено религии древних тюрков – тенгрианству39.

Книга «Полынь Половецкого поля» вышла в свет под именем Мурад Аджи: оно стало псевдонимом автора после увольнения из редакции «Вокруг света». Как объясняет сам Аджиев: «Я был волен, как ветер, взял псевдоним, точнее, вернул нашу родовую фамилию — Аджи, которую носили дед и прадед. Я считал, что теперь имею право носить ее. И начал работать над книгой»40. «Полынь Половецкого поля» принесла известность Аджиеву41 и к 2015 году выдержала девять переизданий42. В Бакинском славянском университете в рамках направления «Тюркология» научно-исследовательская лаборатория «Проблемы перевода» перевела и издала книгу «Полынь Половецкого поля» как лучшее произведение по тюркским языкам, литературам, истории. Автором перевода стал известный тюрколог, лингвист, профессор Тофик Гаджиев43 44. Сама книга изучается на педагогическом факультете Бакинского славянского университета45. В 2001 году профессор Университета Гази (сегодня Анкарский университет Хаджи Байрама Вели) Зейнеп Баглан Озер перевела книгу46 на турецкий язык, а в 2019 году выполнила перевод 2-го издания книги (дополненного и переработанного)47 48.

В 1995 году Аджиев организует экспедицию, цель которой — исследование истории христианства в Дагестане49 и поиски могилы святого Георгия. О результатах экспедиции и предполагаемом месте захоронения святого он рассказывает в статьях50 и в книге «Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри: Из духовного наследия тюрков», опубликованной в 1997 году51 52. После экспедиции Аджиева53 54 могила святого Георгия включена в список достопримечательностей республики Дагестан55.

В 1996 году «Энциклопедия для детей» издает статью Аджиева «Религия Степи: (Материал публикуется на правах проблемного)», посвященную тенгрианству — религии древних тюрков56, где говорится, что народы Великой степи (Дешт-и-Кипчак) не были язычниками и исповедовали монотеизм, веру в Единого Бога — Тенгри57, а равносторонний крест был одним из древнейших символов тенгрианства58.

В 1997 году Аджиев принимает участие в Международном симпозиуме «Степь и культура. Великий путь во времени»59, где делает доклад «Тюркский вклад в европейскую цивилизацию». В нём, как сказано в аннотации, “рассматриваются роль и значение тюркской культуры, а также ее влияние на развитие европейской цивилизации”60.

В 1998 году Аджиев приглашён на Международный семинар, посвящённый 100-летию М. О. Ауэзова, где ему предоставлена честь первого выступления61. В докладе «Тенгрианство и основы современной европейской культуры»62 он подверг пересмотру устоявшийся тезис о том, что кипчаки — язычники, не знавшие монотеизма. По его концепции, жители страны Дешт-и-Кипчак исповедовали монотеистическое тенгрианство (веру в Бога Небесного — Тенгри), которое позднее дало начало другой монотеистической религии — христианству61. Семинар вызвал интерес интеллектуальной общественности, а доклад Аджиева находил отклик на протяжении всего семинара63 61.

В 1998 году в издательстве «Мысль» выходит первое издание научно-популярной книги Аджиева «Европа. Тюрки. Великая Степь», продолжающая тему Великого переселения народов64. Особое внимание уделено вкладу Великой Степи в европейскую культуру. Как сказано в аннотации к ее переизданию 2015 года, книга переиздавалась неоднократно и “в ней впервые была изложена концепция Великого переселения народов, которая получила развитие в последующих работах автора”65. В 2016 году книга «Европа. Тюрки. Великая Степь» опубликована в Турции на турецком языке66. По мнению автора перевода Зейнеп Баглан Озер, профессора Анкарского университета Хаджи Байрама Вели, книга написана в лучших традициях научно-популярного жанра, а концепция Великого переселения народов позволяет взглянуть на мировую историю под новым углом зрения67. Специалист особо отмечает важность исследований Аджиева в контексте исторической и экономической географии68.  Сам Аджиев подчеркивает, что по специальности он — географ-экономист и пишет книги с позиций своей науки, которой служит всю жизнь: “Самой трудной задачей в исторической географии считается показ экономической основы изучаемой территории. Именно этими вопросами я и занимаюсь”69.

В 1999 году у Аджиева выходит научно-популярная книга для школьников «Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи»70. А в 2001 он пишет её продолжение «Кипчаки. Огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи»71. Автор адресует эти книги школьникам и их родителям, желая возродить традицию семейного чтения72 73. Этому способствует стиль изложения, где “захватывающе интересное повествование переплетено с мудростью и знаниями”74. Книга «Кипчаки. Огузы» была представлена научной общественности Татарстана в 2001 году в Казани, куда Аджиев прибыл по приглашению Института истории им. Ш. Марджани АН РТ75. В 2002 году перевод книги «Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи» на турецком языке выходит в Турции76.

В 2001 году, посетив Алтай77, Аджиев начинает работу над новой рукописью. После трёх лет «отшельничества» выходит в свет научно-популярное издание книги «Тюрки и мир: сокровенная история»78. В этой работе автор наиболее полно формулирует основные положения своей концепции Великого переселения народов, зародившегося на Алтае. Как сказано в аннотации, особое внимание в книге уделено традиции Единобожия в Великой Степи78. В 2019 году книга «Тюрки и мир: сокровенная история» опубликовна на турецком языке в Турции79. Отдельные положения книги «Тюрки и мир: сокровенная история» Аджиев излагает в 2004 году80 на 1-й Международной научной конференции «Сравнительное литературоведение»81. В своем докладе «Индоевропеистика и сравнительное литературоведение» он говорит о Великом переселении народов, начатом до новой эры на Алтае, которое «вычертило контуры современной культуры», о роли тюркской культуры в развитии России и Европы82. Острые и дискуссионные аргументы автора вызвали живейший интерес участников конференции80.

В 2005 году Аджиев принимает участие в экспедиции, организованной Нахичеванским государственным университетом, исследуя наскальные рисунки на горе Гямигая в Нахичевани83, которые, по мнению Аджиева, связаны с одним из этапов Великого переселения народов84. После экспедиции по решению властей на месте древнего памятника мировой истории восстановлен мавзолей Ноя84. Проведенные исследования привлекли внимание широкой общественности и руководства республики Азербайджан85.

После экспедиций на Кавказ83 86 и участия в Международной научной конференции «Этнокультурное наследие Кавказской Албании»87 Аджиев в 2006 году выпускает в издательстве «АСТ» научно-популярную книгу «Дыхание Армагеддона». В книге рассказывается об истории Кавказских войн, которые начались в XVI веке и не окончились поныне88. Особое внимание автор уделяет истории Кавказской Албании — государству, практически неизвестному современному читателю. Интерес к этой теме Аджиев проявил ещё в 1989 — 1991 годах, ведя этнографические исследования на Кавказе16 29 89 и стараясь в своих очерках, основанных на широкой фактографической базе, привлечь внимание к назревшим проблемам Кавказа16.

В том же 2006 году опубликована научно-популярная книга Аджиева «Азиатская Европа»90. В нее вошли две работы: «Европа. Тюрки. Великая Степь»64, «Тюрки и мир: сокровенная история»78. Как сказано в аннотации, книга привлекательна тем, что об истории Великой Степи, с которой начиналась Россия и другие европейские страны, “рассказывает географ, а у него другой взгляд на мир, на историю”90.

В 2007 году в рамках проекта Министерства культуры России под девизрм «Национальная история и национальная идея» выпущен фильм об исследованиях Аджиева «Дыхание Армагедона»91. Презентация фильма проходила в Бакинском государственном университете и собрала большую аудиторию историков и географов92.

Ранее в том же 2007 году по приглашению Верхневилюйской гимназии Аджиев выступает в роли международного эксперта93 на Международной научно-практической конференции «Тюркология как фактор интеграции культур в формировании гражданского общества» (с участием школьников и учителей)94.

В 2010 году в издательстве АСТ в серии «Историческая библиотека» выходит книга Аджиева «Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории». Как сказано в аннотации, автор «сделал то, что еще вчера считалось сделать невозможно. Рассказал о предшественнице Руси — степной державе Дешт-и-Кипчак (Великой Степи, Половецком поле), раздвинув тем самым диапазон отечественной истории на тысячу лет». В редакторском предисловии отмечается, что итог, к которому подводит книга, “обескураживает своею неслыханною простотой: мы были единым народом единой страны”95. Этот вывод, который следует из концепции Великого переселения, стал крылатой фразой96. Девиз «Единый народ единой страны» объединяет многонациоальное сообщество россиян благодаря книгам Мурада Аджи об их общем прошлом96 97 98 99 100.

В 2011 году выходят в свет очередные переиздания книг Аджиева: «Азиатская Европа», «Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории» «Европа. Тюрки. Великая Степь», «Полынь Половецкого поля»101.

В 2011 — 2012 годах Аджиев участвует в создании заключительных серий историко-документальных фильмов Проекта «Тюрки»102. Проект реализован Русским географическим обществом и Межгосударственной телерадиокомпанией «Мир»103. Цель проекта — «показать историю России и стран Содружества через историю проникновения и укоренения тюркских народов, познакомить широкую аудиторию с культурой тюркских народов»103. Грант на осуществление замысла выдал президент России В. Путин104

В 2013 году в Татарском культурном центре Москвы проходит встреча, посвященная 20-летию деятельности Аджиева в области тюркологии105. Встреча, собравшая людей разных национальностей, проходила под девизом: «Единый народ единой страны!» Основным лейтмотивом многочисленных выступлений была благодарность автору за его труд по возрождению культуры тюркских народов 97 106 107.

В 2014 году к 70-летию Аджиева издательство АСТ выпускает сборники его работ: «Полынный мой путь»108, «Великая Степь. Приношение тюрка»109 и в очередной раз переиздает книгу «Азиатская Европа»90. В «Полынный мой путь» вошли: «Полынь Половецкого поля»47 и «Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории»95. Как сказано в аннотации, первая книга вывела автора на простор Великой степи, а вторая подвела итог долгому “полынному” пути, щедрому на открытия108. В сборник «Великая Степь. Приношение тюрка», помимо книг «Кипчаки», «Кипчаки, огузы», «Дыхание Армагеддона» включены пьеса «Царь Аттила» и сценарий документального фильма «Кавказские война и мiр», которые до этого нигде не публиковались109.

В том же 2014 году в Махачкале проводится научная конференция, посвященная 70-летию Аджиева110. В выступлениях участников отмечалось, что концепция Аджиева получает подтверждения своей правоты, а его труды важны для формирования общенациональной идеи110 98. На исторической родине Аджиева в честь его 70-летия выходит спецвыпуск газеты «Зов памяти»111 и организован ряд мероприятий112 113 114. А в Кумыкском музыкально-драматическом театре проходит праздник, посвященный юбиляру115 116.

В 2015 году издательство АСТ выпускает сразу несколько книг Аджиева: «Полынь Половецкого поля» (9-е издание), «Европа. Тюрки. Великая Степь» (9-издание, дополненное и переработанное), «Тюрки и мир: сокровенная история» и сборник «История тюрков. Такими знали нас»117. В сборник вошли книги: «Кипчаки», «Кипчаки. Огузы», переработанные автором специально для этого издания.

В 2016 году опубликована новая книга Аджиева «Сага о Великой Степи». Как сказано в аннотации, в этой работе автор продолжает рассказ о Великом переселении народов, о том, как тюркская культура становилась достоянием человечества; как распространялась она по Евразийскому континенту, обогащая Восток и Запад уникальными достижениями118. Выходя за рамки исторической науки, географ рассматривает Великое переселение народов как проблему освоения новых земель, “с той лишь разницей, что происходило оно десятки веков назад”119. Исследователь предлагает использовать метод моделирования (тема его диссертации) как инструмент познания истории, привлекая для этого комплекс знаний из географии, экономики и математики119.

В 2017 году выходит в свет журнал «Вестник тюркского мира», все публикации которого посвящены деятельности исследователя и писателя Мурада Эскендеровича Аджиева (Мурада Аджи)35 120. Отмечается, что он, выпускник географического факультета МГУ, защитивший диссертацию по вопросам освоения Сибири, остался верен выбранной теме всю жизнь. Благодаря этому учёный смог выйти на просторы Евразии и продолжить свои исследования, итогом которых стала концепция Великого переселения народов, разрабатываемая М. Э. Аджиевым уже четверть века35.

В 2019 году опубликована последняя работа Аджиева «Святой Георгий и гунны». Как сказано в аннотации, к этой книге автор шёл всю жизнь. Его первые публикации, посвященные святому Георгию50 51 стали началом исследования, которому он посвятил более четверти века. Исходя из того, что деяние Георгия идеально «вписывалось» в географические и временны́е координаты событий, связанных с Великим переселением народов, Аджиев приходит к неожиданным выводам. Они принадлежат географу, который уверен, что география, будучи наукой точной, позволяет объективно взглянуть на исторические события, снять с них пелену политики. Исследователь надеялся, “что его работа изменит наш взгляд на мир”52 121 122. Книга опубликована уже после смерти автора, работавшего над рукописью до последнего дня121.

Он ушел из жизни 7 марта 2018 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве123.

Научно-просветительская деятельность в области школьного образования

В 1975 году Аджиев публикует в журнале «Наука и жизнь» статью «Русский первопроходец Арктики»124, которая вошла в «Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов» в качестве образовательного ресурса для школьников 6 — 10 классов по предмету «География»125.

Дебют Аджиева как автора познавательных книг для школьников состоялся в 1976 году, когда вышла его детская книга «О том, как дороге дорогу искали»126. Впоследствии это произведение вошло в книгу «Зарница»127. Эта работа положила начало серии его детских книг о Сибири128.

В 1981 году Аджиев (в соавторстве) в издательстве «Педагогика» опубликовал «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа» для среднего и старшего школьного возраста. Как сказано в аннотации к изданию, “словарь может быть использован для профориентации учеников средней школы”129.

В 1991 году Аджиев публикует в журнале «Наука и жизнь» статью «Кумыки»130, которая вошла в «Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов» в качестве образовательного ресурса для школьников 5 — 9 классов по предмету «История»131.

В 1992 году Аджиев публикует статьи «Молчаливые табасараны», «Не пропавший без вести талыш» в сборнике «Сто народов, сто языков: Этнографические очерки о народах Евразии: Для детей». Сборник выпущен учебно-педагогическим издательством «Просвещение». Как сказано в аннотации, книга, написанная в научно-популярной форме, адресована школьникам.132

В 1996 году Аджиев публикует статью «Религия Степи: (Материал публикуется на правах проблемного)» в «Энциклопедии для детей». В этой работе, посвященной тенгрианству — религии древних тюрков56 , он пишет о том, что народы Великой степи (Дешт-и-Кипчак) не были язычниками и исповедовали монотеизм, веру в Единого Бога — Тенгри57, а равносторонний крест был одним из древнейших символов тенгрианства58.

В 1999 году у Аджиева выходит научно-популярная книга для школьников «Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи»70. А в 2001 он пишет её продолжение «Кипчаки. Огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи»71. Автор адресует эти книги школьникам и их родителям, желая возродить традицию семейного чтения72 73. В 2006 году книга «Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи» переиздана в Казахстане в серии «История», выпускаемой по программе Министерства культуры и информации Казахстана. Книги этой серии рекомендованы Министерством образования республики Казахстан в качестве учебного пособия для дополнительного образования133.

2007 году по приглашению Верхневилюйской гимназии Аджиев выступает в роли международного эксперта93 на Международной научно-практической конференции «Тюркология как фактор интеграции культур в формировании гражданского общества» (с участием школьников и учителей)94.

В Азербайджане отрывки из книг Аджиева опубликованы в книге «Идеи высокой педагогики»134. В Казахстане отрывки из книг Аджиева включены в педагогический сборник «Антология педагогической мысли Казахстана»135 (в рамках программы «Издание социально важных видов литературы» Министерства культуры республики Казахстан)135

Основные положения концепции Великого переселения народов, зародившегося на Алтае

Основные положения концепции изложены в статье Аджиева «Великое переселение народов. Точка зрения»136 и его книгах64 78 118 137.

Современная историческая наука живет с мнением, что Великое переселение — это «совокупность этнических перемещений в Европе». Считается, что толчком для них было массовое передвижение гуннов с 70-х годов IV века. Исследуя это явление, Аджиев поставил ряд вопросов, на которые попытался ответить как географ-экономист.

Свои вопросы он формулирует в следующей последовательности. Что дало толчок передвижению гуннов? Какие социальные процессы лежали в его основе? Что служило материальной базой? Наконец, кем были гунны? Как они попали в Европу?

На основе историко-географического анализа автор приходит к выводу, что Великое переселение народов началось в Центральной Азии (на Древнем Алтае) в I тысячелетии до н. э. и продолжалось почти тысячу лет. По мнению автора, первые маршруты Великого переселения пролегали по территории Северной Индии, Индокитая, Среднего и Ближнего Востока. За­тем поток алтайских переселенцев направился в евразийские степи и к IV веку достиг Европы. Это было планомерное освоение и заселение необжитых территорий, которое характеризуется появлением новых очагов цивилизации.

По мнению Аджиева, отселение на новые земли было вызвано экономическими причинами. Богатые месторождения железной руды и изобретение нового метода плавки создали предпосылки для научно-технической революции на Древнем Алтае. Появились десятки изобретений, в основе ко­торых лежало железо. Новые технологии и изобретения привели к подъёму хозяйства и улучшению жизни. Именно экономический рост и повлёк за собой изменения в численности населения на Алтае, которые наука именует демографическим взрывом.

Демографический взрыв на Алтае в 1-м тысячелетии до н. э. вызвал отселение на новые земли. Этот процесс привел к освоению новых территорий Евразии, созданию дорог, каналов, переправ, строительству застав, селений, городов и всего того, что называют инфраструктурой, или — вспомогательным хозяйством. Как доказывает Аджиев, наша планета заселялась не стихийно, а по демографическим зако­нам. Их изучает и описывает наука, которая называется со­циальной географией. Любое расселение имеет свои осо­бенности и взаимосвязи: в производстве, транспорте, быту. Причем каждому из компонентов расселения отводится своя особая роль в освоении новых земель.

В процессе расселения с Алтая и освоения новых территорий Евразии происходило становление тюрков как народа. Они не были кочевниками. Для хозяйства тюрков характерно отгонно-пастбищное скотоводство, и это лишь один из элементов экономики. Они занимались овцеводством, коневодством, держали крупный рогатый скот, свиней, выращивали скотину в стойлах, были прекрасными земледельцами, металлургами и умелыми ремесленниками, надежно строили укрепленные поселения, оросительные каналы, дороги и переправы. Переселение сопровождалось созданием новых очагов цивилизации, которые становились своеобразными опорными базами для дальнейшей экспансии тюрков. Благодаря мощной экономической базе им удалось заселить огромные необжитые пространства Евразии, что привело к экспансии их культуры в средневековом мире.

Материальную культуру тюрков отличали железо и изделия из него, конная армия, сельскохозяйственные культуры (просо, рожь, ячмень, овес), коневодство, овцеводство, войлок и изделия из него и др. Сами изделия выделяются орнаментами и изображениями, уникальность которых характеризует культуру тюрков как единое целое. Тюрки имели свой алфавит и письменность. Всё это позволяет безошибочно идентифицировать археологические находки и делает их узнаваемыми. Они фиксируют пути, по которым тюрки шли с Алтая, заселяя новые территории.

Духовную культуру тюрков отличал монотеизм, вера в Бога Небесного (Тенгри). Вера объединила этнически разные племена Древнего Алтая, они стали союзниками, представителями новой духовной культуры — Единобожия. То был союз народов, внешне не похожих друг на друга, но связанных верой и говоривших на одном языке: то была духовная общность людей разного антропологического типа, которые и слагали тюркский мир. Контакты с тюрками в разные исторические эпохи оказали влияние на становление таких религий и учений, как буддизм, обновленный зороастризм, обновленный иудаизм, христианство, манихейство, ислам.

В историю раннего средневековья Европы тюрки вошли под именем гуннов. Для тюрков, чьей исторической родиной был Алтай, гунны — лишь одно из многочисленных названий. В том состояла особенность тюркской «этнографии»: орда, достигшая власти, давала имя всему народу. Свои владения тюрки поделили на каганаты, то есть провинции или области, где правили наместники царя, каганы. Верховная власть принадлежала царю, он стоял над каганами. Так возникла уникальная система поистине гигантских масштабов: в единую социально-политическую структуру вошли разные народы, которые говорили на одном языке. Объединяло их имя — тюрки.

Последним царём всех тюрков был Аттила, правивший в V веке. Он завершил Великое переселение народов, в результате которого тюрки обосновались в Европе, на земле, ставшей им новой родиной. После смерти Аттилы вспыхнули междоусобицы, которые привели к распаду державы на враждующие каганаты. С них начинается история раннего Средневековья: целый ряд стран и государств Евразии возник на месте бывших каганатов.

Как доказывает Аджиев, результатом Великого переселения народов, зародившегося на Алтае, стала огромная страна (или группа стран). Её земли простирались от Байкала до Атлантики и включали в себя значительную часть территории Сибири и современной России. Она росла, развивалась не одно столетие, пока на карте не утвердилось имя Дешт-и-Кипчак. Здесь жили тюрки — предки нынешних башкир, казахов, киргизов, кумыков, ногайцев, татар, украинцев и других народов, в том числе и часть сегодняшних русских. Страна Дешт-и-Кипчак была предшественницей Киевской Руси и других стран Средневековья. Так, благодаря Великому переселению народов тюркская культура стала достоянием человечества, обогатив Восток и Запад уникальными достижениями в духовной и материальной сфере.

Оценка деятельности Аджиева

Характеризуя Аджиева как известного исследователя, автора концепции Великого переселения народов, тюрколога84 96 35 138 139 140 141 142, специалисты обращают внимание на универсализм знаний учёного: в своей научной деятельности он синтезирует знания таких наук, как история, география, экономика, языкознание, фольклор, этнография, теология и др.84 67. Подчеркивается важность его комплексного подхода к историческим исследованиям, где географии отводится определяющая роль143. Отмечается, что концепция Великого переселения народов Аджиева позволяет взглянуть на мировую историю под новым углом зрения и представляет собой новое слово в мировой науке, чьё значение в полной мере еще предстоит осознать и осмыслить будущим поколениям67 96 143.

Специалисты называют Аджиева в числе тех ученых, кто рассматривал Великую Степь как пространство, удобное для массовых переселений, как мегарегион, “который в географическом плане был намного шире, чем собственно степная ландшафтная зона”144 145. Отмечается, что его исследования Великого переселения народов, зародившегося на Алтае, позволяют по-новому взглянуть на проблему формирования локальных цивилизаций древности и средневековья146 147 84 148.

Учёные разных специальностей ссылаются на его публикации в своих научных статьях149, монографиях и учебных пособиях для ВУЗов150, в докторских151 и кандидатских152, отмечая его вклад в решение проблем генезиса российского общества153, в рассмотрение политико-антропологического аспекта проблемы политической идентификации154, в изучение проблемы истории христианства в Дагестане49 и др.

В ряде учебных курсов ВУЗов России, Казахстана, Азербайджана работы Аджиева входят в списки литературы155 и рекомендуемой (или дополнительной) литературы156.

Сегодня ученые разных стран продолжают работу на основе открытий Аджиева157. Особо отмечается, что благодаря его исследованиям к теме тенгрианства, которое прежде не рассматривалось в контексте мировой истории, обратился широкий круг ученых67 158 159. Подчеркивается, что позиция Аджиева в этом вопросе заставляет по-новому взглянуть на историю человечества39.

Социологические опросы на Алтае показали, что, по мнению молодёжи, Аджиев входит в число фигур, повлиявших на историю народов Алтая160. Специалисты относят его работы к произведениям, которые играют важную роль в решении проблем этнопедагогического образования161.

Вместе с тем отмечается, что националистически настроенные авторы неодобрительно встретили труды Аджиева162 и пытались дискредитировать учёного, используя различные приёмы163, вплоть до утверждений о том, что его работы рассчитаны на читателя, не обладающего минимумом знаний по истории164 165, и знакомых с историей лишь по курсу советской средней школы166. Отмечается, что неприятие работ Аджиева167 часто прикрывается утверждениями о пантюркской угрозе162 и упрёками в национализме143.

Бросается в глаза143 168 сосредоточенность негативных высказываний на том, что Аджиев — не историк. По мнению специалистов, в подобных высказываниях проявляется непонимание специфики научных исследований, связанных с такими сложными областями знания, как экономическая и историческая география, где профессионализм Аджиева бесспорен143 142. По словам самого учёного, «заочные оппоненты» даже не поняли, что в основе его исследований лежит наука география169.

Обращает на себя внимание и то119 170 169, что никто из авторов негативных высказываний в адрес Аджиева167 не вступил с ним в открытую дискуссию. Стремление же “любой ценой отхлестать чужака”168 вылилось в прямой призыв к физической расправе над Аджиевым171. Сама концепция Великого переселения народов, зародившаяся на Алтае, осталась при этом вне поля зрения авторов негативных высказываний169.

Говоря о деятельности Аджиева, авторы отмечают его активную творческую работу для выявления исторической истины и духовного воспитания разных поколений читателей85 141 140 73 172. Подчеркивая, что его подвижнический труд относится к одному из реальных достижений культуры современной России106, исследователя считают человеком, действующим в “координатах добра”, для которого книги, которые он пишет — больше, чем книги, в первую же очередь они являются поступками173. Обращается внимание на то, что научно-популярные книги Аджиева, написанные в лучших традициях жанра, способствуют знакомству с национально-культурными традициями и почтительному отношению к “чужим” национально-культурным кодам67, а новые подтверждения его концепции заставляют более пристально присмотреться к выводам автора96.

Литература

Примечания


  1. Огрызко В. Североведы России: Материалы к биографическому словарю.— М., Литературная Россия, 2007. С. 10—11 С. 10-11 ↩︎

  2. Аджиев М. Э. Мгла над Тындой // Вокруг света. 1989, №1 ↩︎

  3. Аджиев М. Э. Экономико-математическое выражение процесса промышленного освоения новой северной территории. // Вестник Московского университета, серия география. 1973. № 1. — с.91 http://www.ecoross.ru/alfaukaz/a_b.htm ↩︎

  4. Аджиев М. Как я был золотоискателем // Знание — сила, 1975 №5 ↩︎

  5. Аджи М. Сага о Великой Степи. — М.: АСТ, 2016. C. 171 ↩︎

  6. Аджиев М. Э. Моделирование и оптимизация процесса промышленного освоения Северо-Востока СССР с выбором индустриально-строительных опорных баз. (08.00.04)// Автореферат диссертации. М., 1973. 27 с. (Моск. Ин-т нар. Хоз-ва им. Г. В. Плеханова) ↩︎

  7. В поисках алгоритма Севера. // Вокруг света. 1974, № 12. ↩︎

  8. См. например:

    • Аджиев М. Э. О моделировании транспортных связей между базами освоения и осваиваемыми районами // Проблемы Севера. 1979, Вып. 29. См. [http://www.dissercat.com/content/geograficheskie-faktory-razvitiya-potrebitelskoi-sredy-regiona]
    • Аджиев М. Э. Экономико-географические проблемы БАМ // Природа. 1975, № 8.
    • Аджиев М. Э. Размышления о границах Севера // Природа. 1976, № 10.
    • Adzhiev M. E. Taming the Siberian taiga // New Scientist. 1976, Vol.69, № 988.
    • Аджиев М. Э., Бурханов В. Ф. Экспедиции Норденшельда в Арктику // Природа. 1979, № 7. См. также книги:
    • Аджиев М. Э., Леонтьева Л. В. Промышленные комплексы Сибири.— М.: Знание, 1975.
    • Аджиев М.Э. БАМ и промышленные комплексы востока СССР.— М.: Знание, 1978.
    • Аджиев М. Э. Новь Сибири. — М.: Знание, 1980.
    • Adzhiev M. E. Tapping Siberia’s resources. — M.: Novosti, 1980.
    • Аджиев М. Э. Как осваивается Сибирь.— М.: Изд-во агентства печати «Новости», 1981.
    • Аджиев М. Э. Сибирь: XX век. — М.: Мысль, 1982.
    • Аджиев М. Э. Транссибы: история и проблемы. — М.: Знание, 1988.
    • Аджиев М. Э. Энергосберегающие технологии. — М.: Знание, 1990
    ↩︎
  9. Аджиев М. Э. XXIII Международный географический конгресс // Природа. 1977, № 1 ↩︎

  10. Агранат Г. А. Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки. — М., 1992. ↩︎

  11. Сигалов М. Р., Плисецкий Е. Л. Хозяйственное освоение новых территорий // Известия Академии наук СССР, 1987.— № 3. (Сер. Географическая). ↩︎

  12. Mason H . Soule, Robert Taaffee. A bibliography of recent literature: the planning, theoretical and analytical framework of Soviet regional development, with particular reference to Siberia and the Far East // National Council for Soviet and East European Research (U.S.). 1981. P. 24, 51. ↩︎

  13. См., например, следующие докторские диссертации:

    ↩︎
  14. Ежеля У. В. История развития железнодорожного транспорта на Дальнем Востоке: Курс лекций. — Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2000. — Лекция 9. 118 с. ↩︎

  15. См. например:

    • Аджиев М. Э. Самый большой, большой Таймыр// Новый мир. 1976, №3.
    • Аджиев М. Э. ЗИЛ // Новый мир. 1976, № 3.
    • Аджиев М. Э. Русский первопроходец Арктики // Наука и жизнь. 1975, № 7.
    • Аджиев М. Э. Осторожно, тяжелая вода! // Наука и жизнь. 1988, № 1.
    • Аджиев М. Э. Дублер главного сибирского хода // Знание — сила. 1974, №10.
    • Аджиев М. Э. Север. Школа в Апатитах. // Знание — сила. 1978, № 10
    ↩︎
  16. Полещук А. Два измерения Мурада Аджиева — Вестник тюркского мира. 2017, №1 ↩︎

  17. См. например:

    ↩︎
  18. Неретина С. Новые книги. Мурад Аджиев. Сибирь: XX век // Природа. 1983, № 8. — с. 124 ↩︎

  19. Аджи М. Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории. — М.: АСТ, Астрель, 2010. С. 54 ↩︎

  20. Некрылов С. А. Рабочая программа «История Сибири». Специальность «история». // Томский государственный университет ↩︎

  21. Некрылов С. А., Луков Е. В. Социально-экономическое развитие Сибири в послевоенный период. Учебное пособие. Исторический факультет. — Томск. Изд-во Томского университета, 2012. С. 65 ↩︎

  22. Воробьев В. В., Суворова Н. Г. История Сибири: Программа курса и указатель литературы. Исторический факультет. // Омский государственный университет. ↩︎

  23. Лебедева Н. И. Культура Западной Сибири: Учебная программа // Омский государственный университет. ↩︎

  24. Аджиев М. Э. Осторожно, тяжелая вода! // Наука и жизнь. 1988, № 10 ↩︎

  25. Аджиев М. Э. Тяжелая вода? Почему бы и нет! — М.: Знание. 1989, № 3. ↩︎

  26. Аджиев М. Э. Явление криогенного концентрирования тяжелой воды // Материалы гляциологических исследований. — Т. 65. 1989. С. 65 ↩︎

  27. См. например:

    ↩︎
  28. Аджи М. Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории. — М.: АСТ, Астрель, 2010. С.387 — 388 ↩︎

  29. См. например:

    ↩︎
  30. См. например:

    • Аджиев М. По дороге на Чермен // Вокруг света. 1993, №1.
    • Adžiev M. Caucaso: in Guerra col vicino di casa // La nuova Europa. 1995, №1.
    ↩︎
  31. См. например:

    ↩︎
  32. Соколовский С. В. Право и этнос // Этнографическое обозрение. 1992, №3 ↩︎

  33. Аджиев М. Э. Проблема этнической самоидентификации в общегосударственной структуре населения СССР (на примере кумыков) // Международный симпозиум «Право и этнос». Материалы для обсуждения. Москва — Голицыно, октябрь 1991. С. 141 — 149 ↩︎

  34. Аджиев М. Э. «Мы — из рода Половецкого!» — Рыбинск, 1992 ↩︎

  35. Халипаева И. А. https://yadi.sk/i/lfXDEQba3NqnEB — Вестник тюркского мира. 2017, №1. С.8 ↩︎

  36. Огрызко В. Прошлое глазами гуннов — Вестник тюркского мира. 2017, №1. С.77 — 81 ↩︎

  37. Аджи М. Полынь Половецкого поля. — М.: ТОО «ПИК-КОНТЕКСТ», 1994 ↩︎

  38. Аджи М. Полынь Половецкого поля. — 3-е изд. — М.: АСТ, 2006. http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=404350 ↩︎

  39. Аюпов Н. Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение — Алматы: КазНПУ имени Абая, 2012. С. 7 ↩︎

  40. Аджи М. Сага о Великой Степи. — М.: АСТ, 2016. C. 38 ↩︎

  41. См. например:

    ↩︎
  42. Миножетдинов Х. К. Духовный манифест свободного человека — Вестник тюркского мира. 2017, №1. С. 44 ↩︎

  43. Научно-исследовательская лаборатория «Проблемы перевода» ↩︎

  44. Adci M. Qıpçaq çölünün yovşanı. / Ruscadan tərcümə: Tofik Hacıyev. — Baky : Gənclik, 1997 ↩︎

  45. Бакинский славянский университет ↩︎

  46. Adji M. Kaybolan Millet. Deşt-i Kıpçak Medeniyeti. Rusçadan Çeviri: Zeynep Bağlan Özer — Ankara: AKM Yayınları, 2001 ↩︎

  47. Аджи М. Полынь Половецкого поля: Из родословной кумыков, карачаевцев, балкарцев, казаков, казахов, татар, чувашей, якутов, гагаузов, крымских татар, части русских, украинцев и других народов, ведущих свое начало от тюркского (кипчакского) корня и забывших его. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Новости, 2000 ↩︎

  48. Adji M. Kaybolan Millet. Deşt-i Kıpçak Medeniyeti. Rusçadan Çeviri: Zeynep Bağlan Özer — İstanbul: Doğu Kitabevi, 2019. ↩︎

  49. Азизова Г. Р. Христианство в Дагестане: история и современность // Автореферат диссертации. Махачкала. 2001. Махачкала ↩︎

  50. См. например:

    ↩︎
  51. Аджи М. Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри: Из духовного наследия тюрков — М.: МБФ “Джарган”, 1997 ↩︎

  52. Как Георгий Победоносец связан с гуннами? // Дилетант. 11.12.2019 ↩︎

  53. Вяткин В. Наследники святого Георгия // National geographic. 2007, №7. См. Они почитают святого Георгия ↩︎

  54. Вяткин В. Джалган — село с интересной историей // КАВПОЛИТ. 2015. 3 ноября ↩︎

  55. Дербентский район // Портал Правительства республики Дагестан ↩︎

  56. Аджиев М. Религия Степи: (Материал публикуется на правах проблемного) // Энциклопедия для детей.— М.: Аванта+, 1996. — Т.6: Религии мира, ч. 1.— С.211—218. См. Релігія стародавнього сходу ↩︎

  57. Фаст Г. Принятие христианаства — измена отцам или возвращение к Отцу?! // Макарьевские чтения: Материалы X Международной научной конференции. — Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского государственного университета. 2015. C. 353 — 354 ↩︎

  58. Нуржанов А. Тенгрианство как культ, религия тюркоязычных народов в эпоху средневековья // Austrian journal of humanities and social sciences. 2014, № 1 — 2 ↩︎

  59. О симпозиуме см. например:

    • Назарбаев Н. Приветственное слово Президента РК Н. А. Назарбаева участникам Международного симпозиума «Степь и культура. Великий путь во времени» // Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. 1997, № 3.
    • Ситько Н. Великий степняк Маргулан // Наука Казахстана. 1997, № 15
    ↩︎
  60. Аджиев М. Тюркский вклад в европейскую цивилизацию // Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. 1997, № 3. С. 47 ↩︎

  61. Кодар А. Вместо предисловия // Культурные контексты Казахстана: История и современность: Материалы Международного семинара, посвященного 100-летию М. О. Ауэзова. — Алматы, 1998. С. 4 — 5 ↩︎

  62. Аджиев М. Тенгрианство и основы современной европейской культуры // Культурные контексты Казахстана: История и современность: Материалы Международного семинара, посвященного 100-летию М. О. Ауэзова. — Алматы, 1998. С. 7 — 20 ↩︎

  63. Издибаев Т. Казахстанская еженедельная газета «PANORAMA» № 36, 19 сентября 1997. http://panoramakz.com/archiv/1997/36.htm ↩︎

  64. Аджи М. Европа. Тюрки. Великая Степь.— 1-е изд. — М.: Мысль, 1998 ↩︎

  65. Аджи М. Европа. Тюрки. Великая Степь. — М.: АСТ, 2015. С. 2 ↩︎

  66. Adji M. Avrupa Türkler ve Büyük Bozkır Kıpçaklar Rusçadan Çeviri: Zeynep Bağlan Özer. — Istanbul, Doğu Kitabevi, 2016 ↩︎

  67. Озер З. Б. К родникам тюркской культуры — Вестник тюркского мира. 2017, №1 ↩︎

  68. Özer Z. B.   Bilim İnsanı  Murad  Adji //  Cборник материалов  Международной научно-практической конференции «Науковi знання: iсторiя становлення та перспективи розвитку, 3 грудня 2019 г. —  Тернополь, 2019. С.192 ↩︎

  69. Аджи М. Сага о Великой Степи — М.: АСТ, 2016. C. 71 — 72 ↩︎

  70. Аджи М. Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи. Книга для школьников и их родителей.— М.: «Новости», 1999 ↩︎

  71. Аджи М. Кипчаки. Огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи. Книга для школьников и их родителей.— М.: «Новости», 2001 ↩︎

  72. Издибаев Т. Издана первая книга трилогии Мурада Аджи об истории тюркского мира // Panorama (Казахстан) № 16, 21.04.2000 ↩︎

  73. Аспандиярова А. Книга, которая должна была появиться раньше //Казахстанская правда, 17.08.1999 ↩︎

  74. Pekin S. Kipçaklar ile İlgili Kitaplar ve Murat Adji //Yüzyılda Eğitim ve Toplum . Cilt 3 Sayı 7. 2014 ↩︎

  75. Ахметов Р. Тюркский пророк. Интервью с Мурадом Аджи // Звезда Поволжья. 29 ноября — 5 декабря 2001 ↩︎

  76. Adji M. Kıpçaklar. Türklerin ve Büyük Bozkırın Kadim Tarihi. Rusçadan çeviri: : Zeynep Bağlan Özer. — Ankara: Atatürk Kültür Merkezi Yayınları, 2002 ↩︎

  77. Мурад Аджи в Горно-Алтайске // Постскриптум, 13.08.2001] ↩︎

  78. Аджи М. Тюрки и мир: сокровенная история — М., ООО «Издательство АСТ», 2004 ↩︎

  79. Murad Adji Türklerin Sakli Tarihi Rusçadan Çeviri: Varol Tümer. — Istanbul, Kaynak Yayınları, 2019 ↩︎

  80. Леднев А. В., Михайлова М. В., Трофимова В. И. Международная научная конференция по сравнительному литературоведению в Баку // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. 2005, №1 ↩︎

  81. 1-я Международная научная конференция «Сравнительное литературоведение» ↩︎

  82. Аджи М. Индоевропеистика и сравнительное литературоведение (тезисы доклада) // Сравнительное литературоведение. I Международная научная конференция 29 — 31 октября, 2004. Баку, Азербайджан — Баку: Бакинский Славянский университет. 2004 ↩︎

  83. Аджи М. Куда приплыл ковчег Ноя?// «Литературная Россия», 16 сентября 2005 ↩︎

  84. Габиббейли И. Всемирный потоп и новая научная версия о Ноевом ковчеге — Вестник тюркского мира. 2017, №1 ↩︎

  85. Ильхам Алиев принял дагестанского писателя Мурада Аджи // ИА REGNUM, 9.08.2005 ↩︎

  86. Аджи М. Кто откроет ворота Джора // «Литературная Россия» 17 марта 2006 ↩︎

  87. Международная научная конференция: «Этнокультурное наследие Кавказской Албании». О Конференции ↩︎

  88. Аджи М. Дыхание Армагеддона— М.: АСТ, Хранитель, 2006. С. 2 ↩︎

  89. Adžiev M. I musulmani-cattolici del Caucaso // L’altra Europa. 1991, №3 ↩︎

  90. Аджи М. Азиатская Европа. — М.: АСТ, 2006 ↩︎

  91. Фильм «Дыхание Армагеддона: Национальная история и национальная идея // Официальный сайт М. Аджиева ↩︎

  92. Гусейнзаде Э. О кыпчаках, или новое прочтение истории в фильме Мурада Аджи // TrendLife (Азербайджан), 5 июля 2007 ↩︎

  93. Васильев Н. И. Международный проект по развитию тюркологии в Верхневилюйском улусе // Верхневилюйская республиканская гимназия им. М.А. Алексеева ↩︎

  94. НПК по тюркологии для учащихся и учителей // Автономное образовательное учреждение республики Саха (Якутия) допольнительного профессионального образования «Институт образования развития и повышения квалификации» ↩︎

  95. Аджи М. Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории.— М.: АСТ, Астрель, 2010. С. 4, 6. ↩︎

  96. Алиев С. Феномен Мурада Аджи и тюркское самосознание — Вестник тюркского мира. 2017, №1 ↩︎

  97. Хасавов А. Мурад Аджи: «Равнодушных среди своих читателй не нахожу» // Ёлдаш/Времена. 15.03.2013 ↩︎

  98. Алиев С. Слово о Мураде Аджи // Ёлдаш, 24.10.2014 ↩︎

  99. Курчаков Р. Он вскрывал и показывал «корешки» подлинной истории // Бизнес Online, 10 марта 2018 ↩︎

  100. В Москве состоится фестиваль тюркской истории и культуры//Официальный сайт мэра Москвы. 17 октября 2019 ↩︎

  101. Библиография ↩︎

  102. Фильмы Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» // Официальный сайт М. Аджиева ↩︎

  103. Производство цикла документальных фильмов об истории тюрков в России (цикл документальных фильмов «Тюрки») // Русское Географическое общество ↩︎

  104. Путин вручил гранты Русского географического общества на 50 млн руб // РИА Новости. 15 марта 2010 ↩︎

  105. В Москве состоялась встреча с писателем Мурадом Аджи // Пресс-центр Полномочного представительства Республики Татарстан в Российской Федерации, 10.03.2013 ↩︎

  106. Немченко Г. Освоение Евразии — Вестник тюркского мира. 2017, №1 ↩︎

  107. Аги Д. Мурад Аджи // Звезда Поволжья, 24.03.2013 ↩︎

  108. Аджи М. Полынный мой путь — М.: АСТ, 2014 ↩︎

  109. Аджи М. Великая Степь. Приношение тюрка — М.: АСТ, 2014 ↩︎

  110. Научная конференция, посвященная 70-летию Мурада Аджи, прошла в Махачкале // РИА Дагестан,29 октября 2014 ↩︎

  111. Зов памяти ↩︎

  112. Мураду Аджи — 70-лет // РИА Дагестан, 29 октября 2014 ↩︎

  113. В селении Эндирей отметили 70-летний юбилей известного кумыкского писателя Мурада Аджи// РИА Дагестан, 24 декабря 2014 ↩︎

  114. В аксайской школе ↩︎

  115. В преддверии // Официальный сайт М. Аджиева ↩︎

  116. Ольмесова Б. Къумукъ чёллени балкъгъан ириси // Ёлдаш, 14 ноября 2014 ↩︎

  117. Аджи М. История тюрков: Такими знали нас — М.: АСТ, 2015 ↩︎

  118. Аджи М. Сага о Великой Степи. — М.: АСТ, 2016. C. 2 ↩︎

  119. Бейненсон И. Талисман слова — Вестник тюркского мира. 2017, №1. С. 75 ↩︎

  120. Наши авторы — Вестник тюркского мира. 2017, №1. С. 5, 139 ↩︎

  121. «Святой Георгий и гунны» вызовут споры // Центр Льва Гумилёва, 31 мая 2019 ↩︎

  122. Курячая М. Будущее принадлежит правде // Литературная Россия, 2019 №24, 28.06.2019 ↩︎

  123. Новости // Официальный сайт М. Аджиева ↩︎

  124. Аджиев М. Русский первопроходец Арктики // Наука и жизнь. 1975, №7 ↩︎

  125. Аджиев М. Русский первопроходец Арктики // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ↩︎

  126. Аджиев М. Э. О том, как дороге дорогу искали.— М.: Дет. Лит., 1976. ↩︎

  127. По М. Аджиеву О том, как дороге дорогу искали // Михеева А. А. «Зарница». Книга для дополнительного чтения в 3-ем классе национальных школ РСФСР.— 4-е изд.— Л.: «Просвещение». Ленинградское отделение, 1987.— С. 3, 124—128 ↩︎

    • Аджиев М. Э. О том, как дорогу искали.— М.: Дет. Лит., 1976.
    • Аджиев М. Э. Сибирь, которую я видел. Худ. Руденко В. М. — М.: Дет. Лит., 1985.
    • Аджиев М. Э. Тайги распахнутые двери: Очерки; худ. Ю. Жигалов.— М.: Дет. Лит., 1983.
    • Аджиев М. Э., пер. с русск. Калверт А. Тайги сибирской притяжение [Очерки : Для ст. шк. возраста, англ.]— М.: Радуга Б. г., 1989. ISBN 5-05-001151-5
    • Аджиев М. Э. Лена, Яна, Витим и Оленек: Рассказы о Якутии [Для ст. дошк. Возраста], худ. Шипулин И.— М.: Дет. Лит. 1989. ISBN 5-08-000432-0
    ↩︎
  128. Аджиев М. Э., Алексеев А. И., Антошко Я. Ф. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа” для среднего и старшего школьного возраста.— М.: «Педагогика», 1981. ↩︎

  129. Аджиев М. Кумыки // Наука и жизнь. 1991, №4 ↩︎

  130. Аджиев М. Кумыки // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ↩︎

  131. Сто народов, сто языков: Этнографические очерки о народах Евразии: Для детей / Под ред. Л. М. Минца. — М. : Просвещение, 1992 ↩︎

  132. Выпускается по программе Министерства культуры и информации Казахстана ↩︎

  133. Рафибейли Р. Идеи высокой педагогики: В трех книгах в 7 тт. Книга 3. Т.II — Баку, 2014 ↩︎

  134. Калиев С., Аюбай К. Антология педагогической мысли Казахстана (II том). — Алматы, 2014 ↩︎

  135. Аджиев М. Э. Великое переселение народов. Точка зрения — Вестник тюркского мира. 2017, №1 ↩︎

  136. Аджи М. Святой Георгий и гунны — М.: АСТ. 2019 ↩︎

  137. Мурад Аджи // Türkologiya. 2018, №2. С. 135 ↩︎

  138. Медведко Л.И.  Россия, Запад, ислам: «столкновение цивилизаций»? — М., Кучково поле, 2003. С. 67 ↩︎

  139. В Анкаре отметили 75-летний юбилей Мурада Аджи //Ёлдаш, 11 декабря 2019 ↩︎

  140. Мир скорбит по Мураду Аджи // Ёлдаш / Времена. Вып. 617, 16.03.2018 ↩︎

  141. Özer Z. B. Bilim İnsanı Murad Adji  // Cборник материалов  международной научно-практической конференции «Научные знания: история становления и перcпективы развития». 3 декабря 2919. — Тернополь. 2019. С.184-194 ↩︎

  142. “Özer Z. B.” Kaybolan Milletin Sesi: Murad Adji// Bilim ve İnsan Şahsiyetini İnşa Edenler. Editörler: Zeynep Bağlan Özer, Fatih Yapıcı, Şekip Aktay. — Ankara, Gazikitabevi, 2018 ↩︎

  143. Чибилев А. А. Степная Евразия: региональный обзор природного разнообразия// Москва — Оренбург. 2017. C. 14 ↩︎

  144. Чибилев А. А., Богданов С. В. Наследие кочевнических империй в ландшафтах степей Северной Евразии // Вестник РАН. Т. 79, №9, сентябрь 2009. С. 825 ↩︎

  145. Аязбекова С. Ш. Культура в евразийском пространстве: теория, практика и современность // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. 2018. №1 (2) ↩︎

  146. Аязбекова С. Ш. Социокультурная и психологическая адаптация иммигрантов в условиях трансформации евразийского типа культуры и кризиса мультикультурализма (на примере Германии) // 117-ая Международная научно-практическая конференция «Современные особенности формирования личности и её социальной адаптации в условиях кризиса либеральных ценностей». 8 — 15 февраля 2016 г. — Лондон. ↩︎

  147. Бегалинова К., Кокумбаева Б. Филогенетические истоки динамических процессов в культуре казахских степей // Тyркология. 2017. №3 (83) ↩︎

  148. См. например:

    ↩︎
  149. См. например:

    ↩︎
  150. См. например:

    ↩︎
  151. См. например:

    ↩︎
  152. Баширов Т. А.Социально-философские аспекты становления и развития российского правосознания // Автореферат диссертации. — Уфа,2005 ↩︎

  153. Капицын В. М. Политическая идентификация как механизм институционализации политического участия // Автореферат диссертации. — Москва , 1999 ↩︎

  154. См. например:

    ↩︎
  155. См. например:

    ↩︎
  156. Мурад Аджи // Türkologiya. 2018, №2. С. 136 ↩︎

  157. Фёдорова Л.В. Третья Международная научно-практическая конференция «Тэнгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» // Новые исследования Тувы. 2011, №2 — 3 ↩︎

  158. Аджиев А. М. Ай ванна най, дэсэм. Фольклор в трудах Мурада Аджи. — Вестник тюркского мира. 2017, №1. ↩︎

  159. Ерохина Е. А. Коллективная память в этническом самосознании горноалтайской молодёжи // Социология образования. 2010, № 1 ↩︎

  160. См. например:

    ↩︎
  161. Сапарова Ю. А. Между Европой и Азией // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014, № 2 (58) ↩︎

  162. Меметов А. М. Участие киммерийцев и скифов в этногенезе крымских татар // Ученые записки Таврического национального университета им В.И. Вернадского. 2014. Т. 27, №3. С. 3 — 4 ↩︎

  163. Елисеев Г. А. Выдумки, ложь. Великая Степь // Русское Средневековье.— М.: Восток, 1999 ↩︎

  164. Бисенбаев А. К. Центральноазиатский феномен фольк-хистори // Другая Центральная Азия.— Алматы: Аркасс, 2003 ↩︎

  165. Петров В. Б. История о квазиистории // Найдыш В. М., Наука и квазинаучные формы культуры.— М.: МПУ Сигналъ, 1999 ↩︎

  166. См. например:

    ↩︎
  167. Перевалов С. М. Восстание дилетантов: российская историография на рубеже веков // Вестник Владикавказского научного центра, 2002. Т. 2. № 4 ↩︎

  168. Мурад Аджи о своих сокровищах//Мир Азербайджана, 2017, октябрь ↩︎

  169. Миножетдинов Х. К. Духовный манифест свободного человека — Вестник тюркского мира. 2017, №1. ↩︎

  170. Олейников Д. Книга — Полынь (Глава «Зоологический национализм»)// Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История России в мелкий горошек. — М.: ЗАО «Мануфактура», ООО «Издательство „Единство“». 1998 ↩︎

  171. Тагиров Э. Р. Янтарное руно в тюркском мире. Слово о Мураде Аджи// Литературная Россия, 26.12.19, №48 ↩︎

  172. Гусейнов А. А. В «координатах добра» — Вестник тюркского мира. 2017, №1 ↩︎