Концепция Мурада Аджи: взгляд с позиций XXI века

Так назывался доклад, сделанный на V Казанском международном конгрессе евразийской интеграции. Конгресс проходил под патронажем Раиса Республики Татарстан при активном участии Государственной Думы ФС Российской Федерации и Госсовета Республики Татарстан.

14 июня состоялось заседание секции «Формирование институтов развития и укрепления межкультурного диалога и обеспечение инфраструктурой и качественным сервисом туристических потоков между государствами ЕАЭС, СНГ, Большой Евразии, БРИКС».

Среди выступлений, прозвучавших на заседании, был доклад М. А. Курячей «Концепция Мурада Аджи: взгляд с позиций XXI века».

Публикуем текст выступления.

Концепция Мурада Аджи: взгляд с позиций XXI века

Российский ‘поворот на Восток’ в XXI веке породил новый всплеск интереса к идеям евразийцев. И как естественное продолжение такого интереса в научный дискурс уверенно вошло новое понятие — ‘Большая Евразия’. Разрабатывая концептуальную основу проекта, специалисты отмечают важность пересмотра европоцентристской картины мира, которая три столетия царила в отечественной науке. При этом особую актуальность обретает необходимость понимания «России как в том числе и ‘тюркской’ державы».

Однако, говоря о роли тюрков в становлении России, авторы проекта XXI века в своих исторических построениях пока так и не выходят за рамки ‘старых евразийцев’. Точками отсчета здесь по-прежнему выступают Киевская Русь и империя Чингисхана, а период до IX века не анализируется.

В этой связи большой интерес представляют исследования, в которых историческое и географическое пространство Евразии (и России как ее части) рассматривается с принципиально новых позиций. К числу таких работ относятся труды географа Мурада Эскендеровича Аджиева (псевдоним Мурад Аджи). Ученый и писатель, он получил признание как исследователь тюркского мира и был одним из первых (если не первый), кто рассказал о тюркском прошлом России, предшествующем Киевской Руси. Главным итогом своей работы он считал концепцию Великого переселения народов, зародившегося на Алтае — родине тюрков — более 2000 лет назад.

Согласно этой концепции, одним из основных результатов Великого переселения стало создание страны Дешт-и-Кипчак (Великой Степи). Ее земли лежали от Байкала до Атлантики. Включая в себя значительную часть территории Сибири и современной России, она во многом совпадала с границами позднейшей Российской империи. Здесь жили тюрки — предки нынешних башкир, казахов, киргизов, кумыков, ногайцев, татар, украинцев, чувашей, и других народов, в том числе и части сегодняшних русских.

Освоенная и заселенная тюрками в ходе переселения с Алтая, Великая Степь дала начало Киевской Руси и другим странам Средневековья. А потому историю России надо отсчитывать не с IX века и не с Киевской Руси, а много раньше, и не в Европе искать ее истоки. Такой подход раздвигал горизонты истории России и во времени, и в пространстве, потому что начинал её с Древнего Алтая, родины тюрков.

Следует заметить, что к тюркологии Мурад Аджи обратился, имея за плечами обширные и глубокие знания о Сибири. Северовед, специалист по проблемам освоения Сибири, географ, писатель, журналист, к началу 80-х годов он уже получил известность и как ученый, и как популяризатор науки, автор более полутора десятка книг, сотен статей в известных журналах.

Доскональное знание Сибири, ее природно-климатических условий в сочетании с глубоким пониманием проблем освоения новых территорий позволили ученому по-новому взглянуть на роль Великого переселения народов в становлении евразийской цивилизации. К изучению этого масштабного явления он подошел с позиций своей науки — экономической географии.

Такой подход позволил географу увидеть то, что не замечали историки — мощную экономическую базу Древнего Алтая, его высокий научно-технический потенциал. Богатые месторождения железной руды, создание нового метода плавки, передовые по тем временам технологии и изобретения, в основе ко­торых лежало железо — между этими явлениями и событиями существовали четкие причинно-следственные связи. Они, в свою очередь, вызвали своеобразный ‘эффект домино’: подъём хозяйства, улучшение качества жизни и как следствие рост численности населения. (В науке такой рост называется демографическим взрывом.) Демографический взрыв на Алтае в 1-м тысячелетии до н.э. привел к поиску других территорий для жизни, выходу в степь, ее освоению.

Движение с Алтая сопровождалось строительством укрепленных поселений, городов, оросительных каналов, дорог и переправ, или, говоря современным языком, созданием инфраструктуры, необходимой для жизни на новом месте. Ее создавали люди, владеющие уникальными знаниями и технологиями, создатели городского образа жизни в степи.

На этом выводе исследователя делаю особый акцент. Говоря о хозяйственной деятельности и образе жизни тюрков, Мурад Аджи неоднократно подчеркивал мысль о том, что они не были кочевниками. По своей сути Великое переселение с Алтая являло собой многовековое планомерное заселение необжитых степных территорий, которое характеризовалось появлением новых очагов цивилизации. Такие центры, в свою очередь, служили опорными базами для дальнейшей экспансии тюрков, вовлекавшей в свое грандиозное движение разные племена и народы.

Шаг за шагом заселялся континент, пока тюрки не подошли к границам Европы. Царь Аттила в V веке завершил Великое переселение народов, зародившееся в глубинах Азии еще до новой эры. Он создал могущественное государство со строгими законами, твердыми нормами жизни и с отточенной за века системой управления. Веротерпимость как принцип власти отличала правление тюркских царей, была важнейшей чертой тюркского общества.

Говоря о веротерпимости тюрков, Мурад Аджи отмечает, что их религиозная традиция сложилась на Алтае примерно за пять столетий до новой эры, а на­чало ее теряется в веках. Анализируя эту духовную культуру, ученый подчеркивает, что её отличал монотеизм. То была вера в Бога Небесного, Создателя мира сего, Тенгри. (По отношению к религиозным представлениям древних тюрков современная наука употребляет термин тенгрианство.) Символом этой веры служил равносторонний крест. Он обозначал лучи Божественной благодати, исходящей из Еди­ного центра на четыре стороны света.

Благодаря Великому переселению народов вера в Бога Небесного распространилась по евразийскому континенту, достигнув также Северной Африки, повлияв в разные исторические эпохи на процесс становления мировых религий и учений. Сам же термин тюрки, согласно концепции исследователя, носил религиозный характер, означая сторонников Единобожия: он подчеркивал духовную общность людей разного антропологического типа, которые и слагали тюркский мир. Не с Тюркского каганата начиналась их история, а с веры в Бога Небесного.

Так возникла уникальная система поистине гигантских масштабов: в единую социально-политическую структуру вошли разные народы, которые говорили на одном языке. Иными словами, в лице тюрков Рим встретился с хорошо организованной системой, которая буквально раздавила Империю. Тогда столкнулись два мира, стоящие на разных уровнях экономического развития. Победила Степь.

После смерти Аттилы вспыхнули междоусобицы, начался распад державы. Но тюрки не ушли с исторической сцены. Не ушли они и с территорий, которые стали им новой родиной. Их правители, создавая на освоенных и заселенных территориях свои каганаты, закладывали фундамент, на котором выросли новые страны и государства Евразии.

Тюркский и Аварский каганаты, Великая Болгария, Хазария, Дешт-и-Кипчак, Киевская Русь, Монгольская империя… Все они рождались на территориях, давно освоенных и обжитых предыдущими поколениями тюрков. С них начиналась эпоха раннего Средневековья. Целый ряд стран и государств Евразии возник на месте тюркских владений, в том числе и Россия. Тюркская культура, распространившись по евразийскому континенту, стала фундаментом для новой истории Евразии.

К сожалению, идеи ученого, явно выходящие за рамки европоцентристких представлений о роли и месте тюрков в истории, опередили свое время. Но сегодня в свете задач воссоздания единой исторической и культурной идентичности Евразии и мира концепция Мурада Аджи обретает особую актуальность. Она не только инициирует развитие новых направлений научно-исследовательской деятельности, но и способствует взаимопониманию и укреплению межкультурного диалога в странах Большой Евразии.