РАСПАХАННАЯ ЦЕЛИНА
Э.Кульбаев
«Народы не падают с неба
и не скрываются в земле»
Н.М.Карамзин
2 июня в Алматы в Большом зале Дома Ученых в рамках III
Международной Книжной и полиграфической ярмарки «По Шелковому пути — 2005» прошла презентация новых книг известного востоковеда и тюрколога Мурада Аджи «Европа, тюрки, Великая степь» и «Тюрки и мир: сокровенное сказание» (обе – изд. АСТ, М., 2004). Мурад Аджи, кумык по национальности, родился и вырос в Москве, кандидат географических наук. Изданная им в 1994 году первая книга, посвященная тюркской тематике, «Полынь половецкого поля» (М., изд. ТОО «ПИК-КОНТЕКСТ», 1994) — для этого ученому пришлось заложить свою квартиру и самостоятельно заниматься ее распространением — книготорговые организации книгу не брали — буквально взорвала историческую науку, ярко выявив ее подчиненность и зависимость от господствующих политико-религиозных тенденций.
Основной идеей, красной нитью проходящей через все произведения автора, является мысль о глобальной история образующей роли тюрков (тюркских народов) в цивилизационных процессах Европы и Азии, протекавших в последние три тысячи лет.
Огромный фактографический массив, привлеченный в книгах М.Аджи, поверг в шок традиционалистов, державшихся казалось бы «незыблемой» картины мира, удар оказался еще сильнее оттого , что в своих исследованиях автор использовал исключительно открытые, лежащие буквально на поверхности источники: европейские, российские, арабские, китайские исторические хроники, летописи, документы правящих династий и церкви, признанные и многократно проверенные исторические труды — чем сразу же методологически-надежно обезопасил себя от любых обвинений в искажениях и подлоге (скажем, в последней книге использовано более 1500 источников).
Следует сразу оговориться — чтобы не поддаться расхожей мысли о «богоборчестве» автора с российской историей — на самом деле своими трудами Мурад Аджи восстанавливает историографическую справедливость: на рубеже XIX
—XX
вв. русское историческое сообщество пришло к пониманию и постановке вопроса о необходимости принципиального и серьезного исследования тюркских корней русского народа. Последовавший после февральской и октябрьской революций 1917 года слом мироустройства России разметал по свету сложившиеся школы ученых, а когда в 1934 году Сталин взял курс на восстановление российской державности, это было воспринято чересчур буквально — увы, таковы уж были издержки той тоже далеко не изученной и осмысленной эпохи.
Еще одно отступление, прежде чем перейти собственно к текстам М. Аджи.
Читатель, который учился еще в советской школе наверняка помнит, что история России оставляла впечатление очень фрагментарной конструкции — словно в свете фонаря из темноты высвечивались разрозненные факты, которые подавались без временного, а зачастую и причинного контекста, приходилось поэтому брать их на память — обитали когда-то “древляне, поляне” — куда затем делись, кем стали — непонятно; было восстание под предводительством Ивана Болотникова — отчего, каковы причины — ответ: крестьянское (!).
“Древляне, поляне”, надо признать, заинтриговали меня еще в 5 классе и потом, в студенческие годы, я пытался разыскать что-нибудь о них в серьезной литературе, но там опять — та же самая карта расселения, те же дежурные сведения — тупик (ответы — у Мурада Аджи).
О своих впечатлениях пришлось упомянуть, поскольку в дальнейшем выяснилось, что школьный курс истории России полностью копировал структуру академической науки: содержательный корпус был тщательно законсервирован, шли перекрестные ссылки на одни и те же “культовые” источники — неудивительно, что в затхлой атмосфере такого храма завелись призраки (к примеру, старцы Кирилл и Мефодий, как создатели алфавита).
Рычаг, с помощью которого М.Аджи взламывает намертво присохшие ставни и впускает свет, прост — это первоисточники, которые хранились на Востоке и Западе столетия и тысячелетия, и которые никто не переписывал в угоду каких бы то ни было политических коллизий. Когда в «Полыни половецкого поля» автор начинает рассматривать краеугольную проблему Киевской Руси с помощью текста Константина Багрянородного «Об управлении империей», скандинавских саг, Жития епископа Георгия Амастридского и др., привлекает лингвистический анализ, материалы раскопок советских археологических экспедиций, то несовпадение этносов “Русов” (скандинавов по происхождению) и “Славян” становится очевидным и миф о Киеве — колыбели русского (нынешнего) государства распадается на глазах.
Эпизод с Киевской Русью IX
в. взят не столько оттого, что с этого сюжета начинается книга, но чтобы показать метод М.Аджи и масштаб событий принятый им в рассмотрение. Вообще, обращение к эпизодам российской истории, регулярно появляющейся на страницах монографии, вызвано тем, что именно в истории России последнего тысячелетия и особенно последних веков погребен и искажен гигантский пласт истории тюрков, а именно они, как уже говорилось, главные герои книги.
Они и появляются — триумфально — последущая обширная глава посвящена Атилле, возглавившим в IV
в. Великое переселение народов и поставившим на колени Римскую империю. О степных корнях Атиллы, нехотя, в силу невозможности другого объяснения, упоминалось и ранее, но о тюркском происхождении предводителя Дешт-и-Кипчака впервые во весь голос было заявлено именно здесь.
Большое место М.Аджи уделил в книге своим коллегам-востоковедам, подробно рассказав читателям об их фундаментальных открытиях: о сделанных в Сибири находках памятников древнетюркской письменности (Ф.Страленберг, Г. Мессершмидт и др.) и их расшифровке датским лингвистом, профессором В.Томпсеном; об открытии советским академиком А.П.Окладниковам древних культурных стоянок человека на Алтае (IV
–V
тыс. до н.э.), объяснившим истоки степной культуры и технологии, о громадном труде ленинградской исследовательницы Л.Ю.Тугушевой, доказавшей, что и во времена Атиллы у кипчаков был прекрасно развитый литературный язык.
И все же наиболее важными, имеющими статус научного прорыва, являются две глобальные, заявленные ученым темы, ранее никогда не входившие в широкий оборот исторической науки.
Первое — это тема Тенгрианства, данной свыше, исконной религии тюрков и первопричинное его формирующее влияние на все последующие культы единобожия - иудаизм, христианство, ислам.
Второе — история Золотой Орды и тесно увязанное с ней становление, укрепление и дальнейшее доминирование Москвы в истории Русского государства.
Именно эти две темы заставили всех 10 лет назад по-новому, в тюркском ракурсе, взглянуть на всю, прожитую евразийцами историю.
Почему необходимо было так подробно остановиться на содержании первой книги М. Аджи? Для того, чтобы читатель в первом приближении смог бы представить себе содержание презентованных изданий — дело в том, что две новые книги ученого — они и оформлены издательством как своеобразный двухтомник — являются по сути значительно расширенной и углубленной разработкой «Полыни половецкого поля», совпадая с ней порой даже по названиям глав. Сам автор сказал об этом так: «Если «Полынь» была разминкой, то «Тюрки и мир» — это уже тяжелая артиллерия».
Действительно новый труд стал за десятилетие в четыре раза объемнее, оснастился научным аппаратом; то, что ранее было лишь эскизными набросками, прочно обросло надежной аргументацией, появились совершенно новые грани и пласты тюркской истории.
Читателю, без сомнения, будет любопытно узнать о том, что Владимир (Вольдемар, католический святой) крестил Киевскую Русь в католическую церковь, что, отплывая на поиски Индии Христофор Колумб запасся письмом к Великому хану Индостана на тюркском языке, что не было на Онежском озере никакого ледового побоища и, соответственно Александр не был Невским и никогда не громил никаких тевтонцев, что до XIII
века Европа говорила по-тюркски и каждый 2-ой ныне живущий европеец тюрк по крови.
Таких примечательных неожиданных фактов, расчищенных М.Аджи для нашего восприятия от наслоений лжи и добросовестных заблуждений достаточно много, но главным содержанием его нового труда, как уже подчеркивалось, является с вдохновением рассказанная им величественная картина тюркской истории.
«Тюркская тематика — бескрайня», – сказал, завершая встречу с читателями Мурад Аджи, напоследок с печалью посетовав на то, что совершенно не видно новых работ о наших замечательных предках. И вправду, ссылки на удушение со стороны ЦК КПСС уже не проходят. Неужели действительно безразлично?
В заключение: нет слов, эти книги должны стоять на полке у каждого, кому небезразлична история тюрков, кто хочет знать свое точное место на исторической карте и кто предполагает рассказать об этом своим детям.
Для вдумчивого читателя особую ценность представит внушительный список привлеченной автором литературы — это прекрасный маяк для самостоятельных исследований.