Роль Великого переселения народов в становлении евразийской цивилизации (по материалам работ Мурада Аджи)
Так назывался доклад, сделанный на IV Казанском международном конгрессе евразийской интеграции. Конгресс проходил под патронажем Раиса Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан при активном участии Государственной Думы ФС Российской Федерации и Госсовета Республики Татарстан и был включен в План проведения в Республике Татарстан 10-летия науки и технологий.
30 июня состоялось заседание секции «Идеология научно-образовательных и воспитательных основ в обеспечении интеллектуальной и коммуникативной безопасности в государствах ЕАЭС и СНГ». Среди выступлений, прозвучавших на заседании, был доклад М. А. Курячей «Роль Великого переселения народов в становлении евразийской цивилизации (по материалам работ Мурада Аджи)».
Публикуем текст выступления
Роль Великого переселения народов в становлении евразийской цивилизации (по материалам работ Мурада Аджи)
Нынешние вызовы времени породили новую волну интереса к идеям евразийцев, вошедшим в научный обиход еще в 20-е годы прошлого века. Однако сегодня, говоря о евразийской интеграции, авторы вкладывают в понятие “Евразия” свои представления, подчеркивая, что они выходят за рамки, очерченные в “построениях старых советских и российских евразийцев”.
В этой связи особый интерес представляют исследования, позволяющие по-новому определить не только место России, но и самой Европы в мировой истории. К числу таких работ относятся труды Мурада Аджи, в которых евразийская цивилизация рассматривается в иных исторических и географических координатах. В какой-то мере представление о них дает название одной из книг этого автора — «Азиатская Европа».
Географ Мурад Эскендерович Аджиев (псевдоним — Мурад Аджи) получил известность как исследователь тюркского мира и писатель. Главным результатом своей научной деятельности он считал концепцию Великого переселения народов, зародившегося на Алтае более 2000 лет назад.
Согласно этой концепции, массовые миграции, известные под названием Великого переселения народов и традиционно связываемые с Европой, берут свое начало в Азии. Их истоком еще до новой эры стал Алтай, родина тюрков. Это было планомерное заселение необжитых евразийских территорий от Байкала до Атлантики, которое характеризовалось появлением новых очагов цивилизации. Возникшие центры, в свою очередь, служили опорными базами для дальнейшей экспансии тюрков, вовлекавшей в этот грандиозный процесс разные племена и народы.
Процесс продолжался не одно столетие и осуществлялся благодаря мощной экономической базе, сложившейся на Древнем Алтае еще до новой эры. А потому 375 год, который принято считать началом Великого переселения народов в Европе, по сути, знаменует начало завершающей фазы движения, зародившегося на Алтае.
Говоря о хозяйственной деятельности и образе жизни тюрков, исследователь подчеркивает, что они не были кочевниками, а были людьми высокой культуры, создателями городского образа жизни в степи. Их экономика стояла на “железном” фундаменте в прямом и переносном смысле этого слова. Так, например, если во всем мире (несмотря на наступление железного века) железо оставалось драгоценным металлом, то на Алтае его получали в изобилии. Более того, уже до новой эры там умели выплавлять чугун. Европа же научилась этому искусству лишь в позднем средневековье.
Именно экономический рост и повлёк за собой изменения в численности населения, именуемые в науке демографическим взрывом. Демографический взрыв на Алтае в 1-м тысячелетии до н. э. привел к поиску других территорий для жизни, выходу в степь, ее освоению. Этот процесс сопровождался созданием дорог, каналов, переправ, строительством застав, селений, городов и всего того, что сегодня называют инфраструктурой, или — вспомогательным хозяйством.
К V
веку, расселившись от Алтая до западных пределов Евразии, тюрки надежно утвердились в Европе, ставшей им новой родиной. Верховная власть в стране принадлежала царям. Веротерпимость как принцип власти отличала правление тюркских царей, была важнейшей чертой тюркского общества.
Анализируя духовную культуру тюрков, ученый отмечает, что её отличал монотеизм. Они верили в Бога Небесного, Создателя мира сего, Тенгри. (Говоря об религиозных представлениях тюрков, современная наука употребляет термин тенгрианство.) Символом этой веры служил равносторонний крест. Он обозначал лучи Божественной благодати, исходящей из Единого центра на четыре стороны света.
Религиозная традиция тюрков сложилась на Алтае примерно за пять столетий до новой эры, а начало ее теряется в веках. Благодаря Великому переселению народов вера в Бога Небесного распространилась по евразийскому континенту, достигнув также Северной Африки. Одновременно с этим шло становление тюрков как народа. Возник союз народов, внешне не похожих друг на друга, но связанных верой и говоривших на одном языке.
Сам термин тюрки, согласно концепции исследователя, носил религиозный характер: он подчеркивал духовную общность людей разного антропологического типа, которые и слагали тюркский мир. А гунны, под именем которых тюрки вошли в историю раннего средневековья, лишь одно из многочисленных названий тюрков, чьей исторической родиной был Алтай.
Создав огромное государство со строгими законами и твердыми нормами жизни, к V
веку они стали хозяевами Европы и не ушли с исторической сцены. Распад их державы стал началом истории раннего Средневековья: целый ряд стран и государств Евразии возник на месте тюркских владений.
Так благодаря Великому переселению народов тюркская культура превратилась в достояние человечества, оказав заметное влияние на становление мировых религий и учений, в том числе христианства и ислама. Обогатив Восток и Запад уникальными достижениями в духовной и материальной сфере, она стала фундаментом, на котором выстраивалась новая история Евразии.
Ярким примером тому служит прошлое Австрии, Азербайджана, Армении, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Туркменистана, Украины и многих других современных государств. Великое переселение народов, зародившееся на Алтае более 2000 лет назад, оставило яркий след в их истории.
И, конечно, совершенно особое место в этом ряду занимает Россия. Согласно концепции Аджиева, российская история начинается не с IX
века и не с Киевской Руси, а много раньше, и не в Европе лежат ее истоки. Такой подход раздвигает горизонты истории России в прямом и переносном смысле, потому что начинает её с Древнего Алтая.
Как доказывает исследователь, предшественницей России была страна Дешт-и-Кипчак (Великая, или Половецкая степь), включавшая в себя территории, во многом совпадавшие с границами позднейшей Российской империи. Здесь жили тюрки — предки нынешних башкир, казахов, киргизов, кумыков, ногайцев, татар, украинцев и других народов, в том числе и части сегодняшних русских. Возникнув на землях, освоенных тюрками в ходе Великого переселения, Великая Степь дала начало Киевской Руси и другим странам Средневековья. И потому Россия в концепции исследователя предстает не как обособленное пространство, противопоставляющее себя романо-германскому миру, а как связующее звено между Востоком и Западом.
Подводя итог, можно сказать, что концепция Аджиева позволяет перевести проблему отношений европейских и азиатских стран на принципиально иной философско-мировоззренческий уровень и служит мощным стимулом для развития новых направлений исследований в рамках евразийской тематики.