Евразийство в контексте историко-географической концепции Мурада Аджи
Так называется доклад, сделанный на Казанском международном конгрессе евразийской интеграции. Конгресс проходил 9 — 10 июня 2022 года под патронажем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Президента Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан.
10 июня состоялось заседание секции «Развитие философско-мировоззренческих основ евразийства как геополитической и геоэкономической стратегии в условиях многополярного мира».
Среди выступлений, прозвучавших на заседании, был доклад М. А. Курячей «Евразийство в контексте историко-географической концепции Мурада Аджи».
Публикуем текст выступления.
Евразийство в контексте историко-географической концепции Мурада Аджи
В науке есть хорошая традиция — говоря о новых исследованиях, не забывать предшественников. И, вспоминая основателей евразийства, продолжателя их идей в России Гумилева, отдадим дань уважения и благодарности их вкладу в движение человеческой мысли. Рассматривая Россию-Евразию как самобытную цивилизацию, они отмечали большое влияние “туранских народов” на становление российской государственности. Но все же своеобразной “точкой отсчета” российской истории для них оставалась Киевская Русь.
В начале 90-х годов появились новые работы Мурада Аджи (М. Э. Аджиева), в которых историческое и географическое пространство Евразии рассматривалось с принципиально иных позиций. Их определяло главное дело ученого — исследование тюркского мира. Итогом его работы стала концепция Великого переселения народов, зародившегося на Алтае — родине тюрков — более 2000 лет назад.
Согласно этой концепции, переселение и освоение новых территорий Евразии привело к созданию страны Дешт-и-Кипчак (Великой, или Половецкой степи). Ее земли простирались от Байкала до Атлантики и включали в себя значительную часть территории Сибири и современной России. А потому историю России следует начинать не с IX
века и не с Киевской Руси, а много раньше, и не в Европе искать ее истоки. Такой подход раздвигал горизонты истории России в прямом и переносном смысле, потому что начинал её с Древнего Алтая.
Как писал Мурад Аджи, говоря о родине тюрков:
Хотелось проникнуть в секрет: как из разных (даже по антропологии) племен удалось создать единый народ, сделать его непобедимым? Как и когда культура Древнего Алтая покорила мир Евразии?
Задавшись этими вопросами, он подошел к решению, используя методы экономической географии. Многие годы он занимался проблемами освоения новых территорий Северо-Востока СССР, Сибири. Теперь эти знания пригодились при исследовании заселения Сибири в далекой древности.
Первое, на что он обратил особое внимание, была черная металлургия древних тюрков. Алтай славится богатейшими месторождениями железной руды. И разработанная там еще до новой эры технология плавки железа выгодно отличалась от всех других на планете. Особая конструкция металлургических горнов позволяла производить металл, который не только превосходил своими качествами известное в ту пору кричное железо, но, что особенно важно, его получали в изобилии. Если во всем мире (несмотря на наступление железного века) железо оставалось драгоценным металлом, то на Алтае оно было ходовым товаром. Более того, уже до новой эры там умели выплавлять чугун. Европа же научилась этому искусству лишь в позднем средневековье.
Отличало Алтай и высокоразвитое коневодство: алтайские верховые жеребцы (IV
—V
в. до н. э.) не уступали по своим качествам лучшим лошадям древнего мира — их порода была ближе всего к ахалтекинским “туркменам”, являя следы многовековой селекции. Оседлав коня, древние тюрки создали конницу, которой не было равной в мире.
Найденное археологами железное оружие, конское снаряжение, орудия труда, посуда, одежда, ковры, золотое шитье, ювелирные украшения, войлок и изделия из него восхищали своим качеством, красотой и тонкостью отделки. А обнаруженные эпиграфические памятники доказывали, что уже в середине 1-го тысячелетия до новой эры у древних тюрков были своя письменность и алфавит.
Все это говорило об уникальности тюркской цивилизации, о ее мощном экономическом фундаменте. Именно экономический рост и повлёк за собой изменения в численности населения, именуемые в науке демографическим взрывом. Демографический взрыв на Алтае в 1-м тысячелетии до н. э. привел к поиску других территорий для жизни, выходу в евразийские степи, их освоению.
Основным средством передвижения, позволившим покорить необозримые пространства Евразии, стал конь и конный (гужевой) транспорт. Все дальше от Алтая уходили они, заселяя степь. Переселенцы не были кочевниками. Они надежно строили укрепленные поселения, города, оросительные каналы, дороги и переправы, или, говоря современным языком, создавали инфраструктуру, необходимую для жизни на новом месте.
Как подчеркивал Мурад Аджи, это было планомерное освоение и заселение необжитых степных территорий, которое характеризовалось появлением новых очагов цивилизации. Их основали не “дикие кочевники”, а люди, владеющие уникальными знаниями и технологиями, создатели городского образа жизни в степи. Они дали миру десятки изобретений, в основе которых лежало железо: оружие и доспехи, конская амуниция, орудия труда, новые виды транспорта. Так формировалась культура Великой Степи, фундамент которой был заложен ещё на Древнем Алтае.
Первые маршруты Великого переселения были проложены во времена ариев и проходили по территории Северной Индии, Индокитая, Среднего и Ближнего Востока. Пришельцы-всадники, их конница оставили заметный след в истории Северного Индостана, государства Ахеменидов, Парфии, Кушанского царства. Затем поток алтайских переселенцев направился в евразийские степи и к IV
веку достиг Европы.
В историю раннего средневековья Европы тюрки вошли под именем гуннов. Как отмечает ученый, для тюрков, чьей исторической родиной был Алтай, гунны — лишь одно из многочисленных названий. Их знали под разными именами: от хунну в Китае до половцев в России. Такова традиция — орда, достигшая власти, давала свое имя подвластному народу.
Свои владения тюрки делили на каганаты, то есть провинции или области, где правили наместники царя, каганы. Верховная власть принадлежала царю, он стоял над каганами. Последним царём всех тюрков был Аттила, правивший в V
веке. Он завершил Великое переселение народов, в результате которого тюрки обосновались в Европе, на земле, ставшей им новой родиной. Они создали огромное государство со строгими законами и твердыми нормами жизни. Веротерпимость как принцип власти отличала правление тюркских царей, была важнейшей чертой тюркского общества. Так возникла уникальная система поистине гигантских масштабов: в единую социально-политическую структуру вошли разные народы, которые говорили на одном языке.
После смерти Аттилы вспыхнули междоусобицы, которые привели к распаду державы на враждующие каганаты. С них начинается история раннего Средневековья: целый ряд стран и государств Евразии возник на месте бывших каганатов.
Их духовная культура была уникальной. Они верили в Бога Небесного, Создателя мира сего, Тенгри. (Говоря об религиозных представлениях тюрков, современная наука употребляет термин тенгрианство.) Эту веру отличало Единобожие, символом которой служил равносторонний крест. Он обозначал лучи Божественной благодати, исходящей из Единого центра на четыре стороны света. Религиозная традиция тюрков сложилась на Алтае примерно за пять столетий до новой эры, а начало ее теряется в веках.
В глубокой древности вера объединила этнически разные племена Древнего Алтая, они стали союзниками, представителями новой духовной культуры — Единобожия. И благодаря Великому переселению народов вера в Бога Небесного распространилась по евразийскому континенту, достигнув также Северной Африки. Возник союз народов, внешне не похожих друг на друга, но связанных верой и говоривших на одном языке: то была духовная общность людей разного антропологического типа, которые и слагали тюркский мир. «Люди, чья душа наполнена Небом» — так объяснял исследователь слово тюрки. Такими увидел и показал их в своих книгах. «Они — творцы мировой истории. Равносторонний крест, знак их веры в Бога Небесного — защитника и покровителя, шел вместе с ними по планете», — отмечал Мурад Аджи.
Соглашаясь с исследователями, считающими, что древние маршруты позволили расширить религиозные контакты в Евразии, он был категорически против того, что вера в Бога Небесного пришла к тюркам из Европы. «Не караванные пути были “путями веры”, не на Западе начинались они. Тюрки, чья “душа наполнена Небом”, проложили их. Отсюда: “Свет начинается с Востока”», — писал ученый в конце жизни. Он показал, как в разные исторические эпохи тенгрианство через Великое переселение с Алтая повлияло на становление мировых религий и учений: буддизм, обновленный зороастризм, обновленный иудаизм, христианство, манихейство, ислам.
Подводя итог, можно сказать следующее. Согласно концепции Мурада Аджи, результатом Великого переселения народов, зародившегося на Алтае, стала огромная страна (или группа стран). Она росла, развивалась не одно столетие, пока на карте не утвердилось имя Дешт-и-Кипчак. Здесь жили тюрки — предки нынешних башкир, казахов, киргизов, кумыков, ногайцев, татар, туркмен, украинцев и других народов, в том числе и части сегодняшних русских. Страна Дешт-и-Кипчак была предшественницей Киевской Руси и других стран Средневековья. Так, благодаря Великому переселению народов тюркская культура стала достоянием человечества, обогатив Восток и Запад уникальными достижениями в духовной и материальной сфере.
В сущности, концепция исследователя предлагает детально разработанную национальную идею для России, объединяя потомков тех, кто когда-то осваивал и заселял Великую Степь. И это единство “прочитывается” на всем постсоветском пространстве, чьи народы внесли свой весомый вклад в создание уникальной цивилизации на евразийском континенте. Более того, и это, пожалуй, самое неожиданное — идеи Мурада Аджи позволяют выстроить конструктивный диалог между евразийцами и европоцентристами. Слишком многое связывает культуру Европы и Древнего Алтая, чтобы забыть об этом.
«Свет начинается с Востока… и преображает мир», — писал Мурад Аджи. Хочется верить, что его концепция и выводы дадут возможность по-новому подойти к развитию философско-мировоззренческих основ евразийства в условиях многополярного мира.