Доклад о концепции Мурада Аджи
2 – 3 мая 2019 года в Баку состоялся 5-й Всемирный форум по межкультурному диалогу, в котором приняли участие представители более 100 стран и свыше 30 международных организаций. В числе мероприятий, проходивших в рамках форума, был круглый стол на тему “Роль Великого шелкового пути в налаживании диалога между тюркоязычными странами”
Организатором встречи, проведенной 3 мая, выступил Международный фонд тюркской культуры и наследия (International Turkic Culture and Heritage Foundation, президент Гюнай Эфендиева). Среди выступлений, прозвучавших на круглом столе, был доклад, посвященный Мураду Аджи. Публикуем тезисы доклада.
Великий шелковый путь и концепция Великого переселения народов Мурада Аджи
В этом году исполнятся 75 лет со дня рождения известного писателя и исследователя тюркского мира Мурада Эскендеровича Аджиева (Мурада Аджи).
Ученый — географ, писатель, журналист, он получил признание как популяризатор науки, автор десятков научно-популярных и научно-художественных книг, сотен статей в известных журналах.
Однако главным делом ученого, которому он отдал треть своей жизни, было исследование тюркского мира. Итогом этой работы стала концепция Великого переселения народов, зародившегося на Алтае. Она дала возможность географу, увидеть то, что не замечали историки: как тюркская культура “растекалась” по евразийскому континенту, становясь достоянием человечества, обогащая Восток и Запад уникальными достижениями.
Великий шелковый путь как раз и являет собой выразительный пример такого достижения. И концепция Мурада Аджи позволяет рассмотреть этот феномен под непривычным углом зрения. Что, в свою очередь, дает возможность оценить масштабы влияния тюркской культуры на экономические и культурные преобразования, привычно связываемые с деятельностью Великого шелкового пути.
Конечно, рассказать о всех аспектах такого влияния задача непосильная, да и не нужная. Остановлюсь лишь на моментах, помогающих понять ход исследовательской мысли Мурада Аджи. Надеюсь, это послужит стимулом для работы по новым направлениям, которые открывает концепция Великого переселения народов.
На тюркском языке говорило и говорит много людей, – писал Мурад Аджи. – От Якутии до Центральной Европы, от Сибири до Индии. Даже в Африке есть поселения, где звучит наша речь. Велик тюркский мир. И очень загадочен… Он, как бриллиант, каждая грань которого — народ.
Ни один язык не имеет сегодня столько оттенков и наречий, как тюркский: кровь у людей одна, предки одни, история одна, а языки разные и сами народы считаются разными. Почему? Ответ нашел в истории, в туманной глубине веков. Об этом рассказал в своих книгах. Вывод, к которому пришел, удивительно прост: “Мы были единым народом единой страны!” Нас объединяет не только великое прошлое, но и та уникальная культура, которую хранят все наши братские народы.
В этих словах отражен один из главных выводов Мурада Аджи. Идея о нашем общем прошлом и духовном единстве. Обратите внимание, тот тюркский мир, о котором говорит автор, включает в себя географию Великого шелкового пути. Случайным такое совпадение не назовешь.
И, конечно, духовное единство, свойственное нашим предкам, не забылось. Убедительным аргументом может служить и наш нынешний круглый стол в Баку.
Первый шаг к концепции Великого переселения народов Мурад Аджи сделал более четверти века назад, исследуя этапы освоения Евразийского континента.
Алтай, – пишет Мурад Аджи. – Забытая Родина… Знаки и символы исчезнувшей цивилизации отличали ее от всех известных культур человечества. Хотелось проникнуть в секрет: как из разных (даже по антропологии) племен удалось создать единый народ, сделать его непобедимым? Как и когда культура Древнего Алтая покорила мир Евразии?*
Новая работа стала своеобразным продолжением темы его научного интереса. Здесь пригодились знания, которые автор использовал еще при работе над кандидатской диссертацией: она связана с экономико-математическим моделированием при освоении новых территорий Сибири.
Миграция с Алтая велась осмысленно, она — следствие экономических новаций тюрков, – пишет Мурад Аджи. – По-другому им нельзя было выжить, только с отселением на новые земли.
Руководствуясь своим методом, я нашел тюрков в Индии, точнее, земли, которые они заселили. Потом — нашел ареал их обитания в Китае, на Среднем и Ближнем Востоке, в Северной Африке, Европе. Нашел, потому что следовал по маршрутам Великого переселения народов, которое было итогом демографического взрыва на Алтае.
Экономическая география (не история!) помогла мне “распутать” клубок проблем, связанных с тюрками. Она открыла тюркский мир и Великое переселение народов, потому что законы общественного развития подобны законам природы. Они действуют во все времена…
И здесь, возвращаясь к теме Великого Шелкового пути, хочу обратить внимание на важный вывод, к которому приходит Мурад Аджи. Именно он в 90-е годы ввел в широкий оборот самые важные и значимые для народа понятия: Тенгри, тюрк, тенгрианство. Раньше религию древних тюрков вообще не рассматривали в контексте мировой истории. Он открыл, как тенгрианство через Великое переселение с Алтая повлияло на становление мировых вероучений.
Соглашаясь с исследователями, считающими, что древние маршруты позволили расширить религиозные контакты в Евразии, он был категорически против того, что веру в Бога Небесного пришла к тюркам из Европы.
Разве не наводит на размышления понятие Эдем — христианский символ рая земного? Почему Эдем — на Востоке, в центре Азии? Почему на древних картах он показан далеко к северо-востоку от Палестины? Почему он — земля прародителей?
В средневековой Европе жили легенды о христианской стране, расположенной в глубинной Азии — таинственной обители пресвитера Иоанна. Искать ее ездили Иоанн де Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, Марко Поло и другие европейцы. Тщетно!
В глубинной Азии не было христианской страны. И не могло быть! Был Алтай с его верой в Тенгри. Здесь, в монастырях, вызревали зерна новых знаний… Сюда стремились в поисках мудрости проповедники Востока и Запада. Географические карты хранят память о тех контактах.
На знаменитой Каталонской карте
XIV
века указаны монастыри Древнего Алтая. Особо выделен один, близ Иссык-Куля, там “пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста”.Ныне монастыри без тени сомнения называют христианскими, мол, построили их несториане. Эту “секту” связывают с
IV
веком, с константинопольским патриархом Несторием, с его ересью. Здесь необъяснимо всё. Почему они — “несториане”, если “секта” была задолго до рождения Нестория? Почему в их обиходе оказался равносторонний крест? Именно равносторонний! И, наконец, самое удивительное, почему они не называли себя христианами?И последний вопрос. Вопрос не теолога, а географа-экономиста. Где находился источник ресурсов, позволивший “несторианам” создать “цветущую церковь, которая… распространяла свое влияние от Сирии до Китая и от Монголии до Индии и Цейлона”. Ответа нет.
Мурад Аджи… Это имя неотделимо от его книг, в каждой проступает душа, наполненная Небом. Именно так объяснял он слово “тюрки” — люди, чья душа наполнена Небом. Такими увидел и показал их, таким был и сам.
Не караванные пути были “путями веры”, не на Западе начинались они. Тюрки, чья “душа наполнена Небом”, проложили их. Отсюда: «Свет начинается с Востока, — писал ученый в конце жизни.
На его книгах выросло новое поколение, для которого слова Великая Степь стали не молчащим понятием. “Наша Родина — Степь, а колыбель — Алтай”, — доказывал он, превращая необозримые географические пространства в страну людей, объединенных духовным родством и верой. Великий Шелковый путь по сию пору хранит память о том духовном родстве.
Мурад Аджи ушел из жизни 7 марта 2018 года, заканчивая работу над книгой, которая готовится к изданию. Мой доклад построен на отрывках из этой последней работы исследователя.
Курячая М. А.
Редактор официального сайта
Мурада Аджи