Мурад Аджиев. Свободный человек
Марина Ахмедханова
Дагестан вспоминает замечательного учёного, известного востоковеда Мурада Эскендеровича Аджиева, которому исполнилось бы в эти дни 80 лет. Он умер более шести лет назад, но, как и при жизни, продолжаются споры вокруг его научных изысканий и сделанных выводах. Имя Мурада Аджиева неразрывно связано с концепцией евразийства.
Обсуждению итогов исследовательской деятельности учёного и его немалого вклада в развитие евразийского движения была посвящена региональная научно-практическая конференция «Вклад в евразийское будущее народов России», где рассматривались также вопросы цивилизационного будущего Дагестана и России. Мероприятие состоялось в Национальной библиотеке Республики Дагестан им Р. Гамзатова и собрало представителей научного сообщества, соратников и друзей М. Аджиева.
Около 60 монографий и почти 400 статей, вышедших из-под пера одного из видных неоевразийцев, в которых высказываются оригинальные, иногда неожиданные мысли, — это ли не показатель глубокой заинтересованности исследователя в темах, важных для понимания истории своего малого народа и народов страны, постижения того, как развивается мир?
В своей видеоавтобиографии сам Мурад Аджи (под этой родовой фамилией он публиковался с 1994 года) раскрывает значение, которое для всех нас имеет знание истории — науки, отражающей единство мира, времени, культуры, единство цивилизации. Нельзя искажать прошлое, говорил ученый, ведь тогда искажается и настоящее, а значит, невозможно строить ориентиры на будущее.
Инициатор конференции доктор философских наук, профессор Мустафа Билалов отметил существенные дополнения, которые внёс Мурад Аджиев в концепцию евразийства, ставшей в последние десять лет основной концептуальной идеологией государства и принятой Россией как перспектива страны.
Мустафа Исаевич обратил внимание на то, что Аджиев, будучи географом и кандидатом экономических наук, строил свое видение евразийства на языковом, этимологическом происхождении этносов.
Был свой взгляд у исследователя и на истоки религии. Основоположники евразийства полагали, что православие, ислам, буддизм являются структурирующими культуру евразийства вероисповеданиями. Именно эти религиозные воззрения лежали в основе образования Российской империи и евразийского сообщества. Он дополняет эту установку своей идеей: считает, что основой трех религий — христианства, ислама и иудаизма, было тенгрианство — вера многих народов в Небо (Тенгри) как верховное божественное существо.
Следующее утверждение исследователя вызывает больше всего споров и неприятия в ученом мире. По мысли Аджиева, историю России надо начинать не с IX
века и не с Киевской Руси, а гораздо раньше. Истоки Российского государства следует искать на Алтае, откуда более 2000 лет назад началось Великое переселение народов, охватившее территорию от Байкала до берегов Атлантического океана.
Исследователь отмечал особое место Дагестана и в целом юга России в формировании всего евразийского пространства, считая изучение этого региона своеобразным ключом к разгадке тайны евразийской цивилизации.
Мурад Эскендерович родился и вырос в Москве, однако в своих трудах часто говорит о Дагестане. Он пытался разобраться в своей индивидуальной идентичности. Этот поначалу личный вопрос обрёл характер концептуальный.
Это был глубокий, мыслящий ученый, с хорошим кругозором. Лев Гумилев и другие основатели концепции евразийства не брали в расчёт материальную основу формирования евразийский цивилизации. Это сделал Мурад Аджиев. Я бы сказал, что он наполнил масштабную географическую и геополитическую картину мира экономическим содержанием”, — говорит о коллеге Мустафа Билалов.
Воззрения учёного не укладывались в линию государства — сначала с ним не соглашались коммунисты, потом либеральные демократы. И он несправедливо остался на обочине науки того времени. Все выступающие на конференции были едины в мнении, что имя Мурада Аджиева надо вернуть в научное сообщество, вернуть в Дагестан.
Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии наук Чеченской Республики Вахит Акаев в своём слове подчеркнул оригинальность мышления и рассуждений Мурада Эскендеровича, чьи исследования порой парадоксальны, но востребованы сегодня. Докладчик привел аргументы сторонников и противников теории Великого переселения. Его утверждение, что Алтай — колыбель не только России, но и всей современной Европы и Среднего Востока, редко находит согласие в среде историков и лингвистов. Аджиева часто обвиняли в бездоказательности его теории.
Руслан Луговой, председатель комиссии Общественной палаты РД по межнациональным и межрелигиозным отношениям, в своем выступлении рассказал о принципах и параметрах, определяющих концепцию российской цивилизации, признавая при этом, наряду с тюркским, доминирование славянского слагаемого в происхождении русского народа и русского государства и славянский характер евразийский цивилизации.
Хорошо знакомый лично с Мурадом Аджи доктор географических наук, профессор Шахмардан Мудуев говорил о нем как о крупной личности, учёном, который добрался до глубин науки. Кандидатскую диссертацию Аджиев защитил по теме экономического моделирования, которая только в наши дни получила широкое развитие.
Он был фантастически влюблен в собственный народ, любил Дагестан. Он запомнился мне добродушным эрудитом, прекрасно знающим свой предмет. Его идеи достойны того, чтобы их учитывали при принятии административных решений, а имя его должно быть возвращено в Дагестан и популяризировано”, — уверен Ш. Мудуев.
На конференции выступила доктор филологических наук, профессор Империят Халипаева. Свой доклад она посвятила вопросу тенгрианства в творчестве Аджиева, а также рассказала о том, что осталось в Дагестане в наше время от этой религии.
Саният Адильханова, заслуженный учитель РФ, сравнила Мурада Аджи с цветком, пробивающимся из-под асфальта вопреки всему. Для сохранения связи с поколениями и возрождения имени учёного не только в научных кругах, но и в среде молодого поколения она предложила провести в декабре в школе с. Аксай, откуда родом его предки, педагогические чтения, посвящённые творчеству востоковеда, журналиста, исследователя. Мысль об увековечении памяти исследователя не раз высказывалась выступающими.
На конференции прозвучало видеообращение к ее участникам вдовы Мурада Аджи Марины Алексеевны Курячей.
Главным делом своего мужа она назвала исследование тюркского мира, чему он отдал последнюю треть своей жизни.
Его концепция Великого переселения народов, которую он считал главным результатом своей научной деятельности, помогла географу увидеть то, что не замечали историки. Но она осталась вне поля научного обсуждения. Сегодня можно поднять вопрос о необходимости обсуждения его идей в контексте теоретических построений исследователя”, — сказала Марина Алексеевна.
Несмотря на разночтения трудов Мурада Аджиева, его по праву можно считать объединяющей силой для дагестанских этносов. Сам он о себе говорил так: профессиональный писатель, свободный человек.