В чем состоит подвиг?
9 декабря 1944 года — День рождения Мурада Аджи. К его 80-летию готовились заранее. Научные конференции, доклады, новые переиздания книг, все они были данью памяти этому необыкновенному человеку.
Глубокий исследователь, географ по образованию и призванию, Мурад Эскендерович Аджиев (Аджи — его родовая фамилия, ставшая псевдонимом) оставил заметный след в науке. Северовед, специалист по проблемам освоения Сибири, писатель, журналист, к началу восьмидесятых годов он уже получил признание и как ученый, и как популяризатор науки.
Но так сложилась его судьба, что главным делом учёного оказалось исследование тюркского мира. Той нелегкой работе он отдал последнюю треть жизни, оставив большое наследие: вместе с переизданиями, сборниками и переводами на другие языки — это пятьдесят книг. И в каждой он хранил верность своей науке — географии.
Именно экономическая география (не история!) помогла ему распутать клубок проблем, связанных с тюркским миром. Доскональное – до мельчайших деталей – знание Сибири, ее природно-климатических условий в сочетании с глубоким пониманием проблем освоения новых территорий позволили ученому по-новому взглянуть на роль Великого переселения народов в становлении евразийской цивилизации. Исследуя этапы этого грандиозного движения, зародившегося на Алтае (родине тюрков) более 2000 лет назад, он смело вышел за рамки европоцентристских представлении о роли и месте тюрков в мировой истории.
Его концепция Великого переселения народов позволила географу увидеть то, что не замечали историки. Как специалист, он просто не мог не обратить внимание на мощную экономическую базу Древнего Алтая, его высокий научно-технический потенциал. Богатые месторождения железной руды, создание нового метода плавки, передовые по тем временам технологии и изобретения, в основе которых лежало железо — между этими явлениями и событиями существовали четкие причинно-следственные связи. Они, в свою очередь, вызвали своеобразный “эффект домино”: подъём хозяйства, улучшение качества жизни и как следствие рост численности населения. (В науке такой рост называется демографическим взрывом.) Демографический взрыв на Алтае в 1-м тысячелетии до н. э. привел к поиску других территорий для жизни, выходу в степь, ее освоению.
Это было планомерное многовековое заселение необжитых евразийских территорий от Байкала до Атлантики, благодаря которому тюркская культура распространилась по евразийскому континенту и стала фундаментом для новой истории Евразии. Тюркский и Аварский каганаты, Великая Болгария, Хазария, Дешт-и-Кипчак, Киевская Русь, Монгольская империя… Все они рождались на территориях, давно освоенных и обжитых предыдущими поколениями тюрков. С них начиналась эпоха раннего Средневековья. Целый ряд стран и государств Евразии возник на месте тюркских владений, в том числе и Россия.
Сегодня, когда российский “поворот на Восток” стал своеобразным трендом в российском политическом и медийном дискурсе, идея об азиатских корнях России кажется очевидной. Но 30 лет назад, когда вышла его знаменитая «Полынь Половецкого поля», она вызвала яростные споры. Это был настоящий вызов приверженцам европоцентристкой картины мира, три столетия царившей в отечественной науке. И Мурад Аджи был одним из первых (если не первый), кто рассказал о тюркском прошлом России, предшествующем Киевской Руси.
Анализируя духовную культуру тюрков, ученый отмечал, что её отличал монотеизм, а сам термин тюрки носил религиозный характер: он подчеркивал духовную общность людей разного антропологического типа, которые и слагали тюркский мир. Они верили в Бога Небесного, Создателя мира сего, Тенгри. Не с Тюркского каганата начиналась их история, а с веры в Бога Небесного.
“Люди, чья душа наполнена Небом”, — так объяснял исследователь слово тюрки. Такими увидел и показал их в своих книгах. Его мысль о нашем общем прошлом, о духовном единстве находила все больше сторонников. «Наша Родина — Степь, а колыбель — Алтай», — доказывал Мурад Аджи, превращая необозримые географические пространства в страну людей, объединенных духовным родством и верой.
Конечно, как ученый он опередил свое время. И его концепцию Великого переселения народов, которую он считал основным результатом своей научной деятельности, предстоит анализировать и развивать уже новому поколению исследователей, поколению XXI
века.
В чем состоит подвиг? В поступке, на который решится не каждый — не каждому же дано совершать подвиги. Научный подвиг — это деяние ученого. Десятилетиями скапливаются знания, которые растят того единственного, кто дерзнет бросить вызов. И докажет свою правоту. Пусть его не поймут современники — поймут другие поколения
писал он о тех, кто отважился сказать правду о Великой Степи и ее культуре, об Исследователях с большой буквы. Читая это, кажется, будто он предвидел свою судьбу.
М. Курячая
Москва. Декабрь 2024