Сердце Евразии
Мустафа Билалов, профессор
Десятилетия мы представляли мир динамичным, а сегодня убеждаемся — он синергетичен: постоянные флуктуации, неожиданные взрывные бифуркации, спонтанные случайности, которые обретают характер необходимой действительности…
К 80-летию известного востоковеда Мурада Эскендеровича Аджиева
В прошлом столетии народы в нашем Отечестве стремились к коммунизму, ныне в российском гуманитарном познании крепнет утверждение, что именно “евразийство как зрелое течение русской общественной мысли стало одной из самых мощных концептуальных стратегий поиска цивилизационной идентичности русского мира и культуры”.
И в этом огромном евразийском геополитическом пространстве Россия занимает особое и значительное место. Если воспользоваться естественнонаучным языком, это пространство не изотропно и не однородно, в нем есть локальные подпространства — и Дагестан, и Северный Кавказ, и Юг России, и сама Россия, и другие регионы и страны, характеризующиеся специфическими топологическими свойствами — разграничениями, соседствами, окружениями.
Сложная структурированность евразийского пространства предполагает разные по степени интенсивности смешения этнических и религиозных культур. Весьма плодотворны исследования евразийства в уточнении национальной идентичности. На слуху имена философов Трубецкого, Киреевского, новых пророков российской перспективы А. Г. Дугина, А. В. Логинова, С. И. Данилова, А. С. Панарина, И. А. Исаева и других. Политические, экономические, культурные, исследовательские организации — Евразийская партия России и партия «Евразия», Академия евразийской культуры, журнал «Евразийский вестник», Международный евразийский институт экономических и политических исследований, Союзное государство Беларуси и России, Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество, зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) и др. Вот и страны БРИКС в октябре 2024 года провели свой успешный саммит, продемонстрировав, в том числе, солидарность с идеями евразийства в диалоге культур и цивилизаций.
В этой связи грех не вспомнить имя одного из ярких отечественных неоевразийцев, дагестанца по происхождению, известного востоковеда Мурада Эскендеровича Аджиева (9.12.1944 — 7.3.2018) накануне его 80-летия. Мурад Аджи оригинально дополнил и развил все ключевые идеи евразийства. Его родоначальники отдавали предпочтение культурному, языковому единству над этническим, концепция Мурада Аджи также строится на доминировании у этносов этимологических сходств.
Для евразийцев важна идея Бога. Дагестанец убедительно показал общность для многих народов веры в Творца Небесного — в Тенгри, переведшего человечество из язычества в авраамические религии. Другой существенный штрих в евразийскую концепцию: общей целью народов родоначальники евразийской концепции считают построение единой империи — освоение огромной евразийской земли. Наш востоковед выдвинул концепцию Великого переселения народов, зародившегося на Алтае более 2000 лет назад.
Географ, писатель, журналист, он получил признание как популяризатор науки, автор более шестидесяти научно-популярных и научно-художественных книг, сотен статей в известных журналах («Вокруг света», «Знание — сила», «Наука и жизнь», «Новый мир» и др.). Кандидат экономических наук, он в науке предпочитал научно-популярный и художественный стиль, за что его нередко упрекали оппоненты. Однако он обладал глубиной научной мысли и ее концептуальной целостностью, его методология наполнения географического геополитического масштаба экономическим потенциалом народов придала новое дыхание евразийству.
Согласно этой концепции, переселение с Алтая и планомерное освоение новых территорий Евразии привели к созданию страны Великой Половецкой степи. Ее земли простирались от Байкала до Атлантики и включали в себя значительную часть территории Сибири и современной России. А потому историю России следует начинать не с IX
века и не с Киевской Руси, а много раньше, и не в Европе искать ее истоки. А это весьма актуальный контраргумент от Мурада Аджи нашим врагам и недругам на Западе.
Авторитетные современные ученые (Ю. Жданов, Э. Маркарян, М. Петров, Г. Драч) выделяют Юг России как особый регион евразийского геополитического пространства, на котором от Черного моря до Каспийского веками формировалась уникальная культурная целостность, называемая многими исследователями “внутренним мостом евразийского мира”. Изучение этого региона — своеобразный ключ к разгадке тайн евразийской цивилизации.
Особый евразийский колорит в этот регион вносит Северный Кавказ, многочисленные народы которого придают идентификационной матрице этнокультурное своеобразие как особый маркер конструирования локальных этнических, конфессиональных, культурных смыслов.
Одна из базовых книг Л. Гумилёва называется «Тысячелетие вокруг Каспия». На берегах Каспия возникли скифы, тюрки, хазары, аланы, Золотая Орда. Получив выход к Каспийскому морю, русское государство обрело прочную основу. Каспийское море — сердце Евразии.
В осмыслении евразийской цивилизации особняком предстал Дагестан, цивилизационный статус которого непрост. Концентрация на сравнительно небольшой территории значительного многообразия единства природных, климатических, этнокультурных, языковых и конфессиональных различий и противоположностей демонстрирует в миникартине эклектическую эволюцию евразийского духа. Этот дух в обозримом прошлом испытал воздействия многих цивилизационных потоков – Севера и Юга, Запада и Востока, Европы и Азии, христианства и мусульманства.
Независимо от религии и языков дагестанцы — более трех десятков коренных этносов, три языковые семьи, три мировые религии — яркое проявление широты и масштабности евразийской ментальности, психологии, культуры, общей цивилизационной идентичности, в обоснование которой неоценимый вклад внес Мурад Аджи. Мы сегодня убеждаемся в правоте его идеи — национальное единство многочисленных этносов в Дагестане и обретение им идентификационных ценностей стало возможным благодаря его целостности в составе России и неразрывности с Россией.
Евразийские ценности могут быть отнесены к числу фундаментальных, образующих глобализационные стыки Запада и Востока. Российская цивилизация на их основе получает мощный импульс для евразийской стратегии и поиска цивилизационной идентичности своей культуры. Сегодня все больше философов, политологов и политиков склонны к концептуальному обоснованию евразийского курса России как во внутренней, так и во внешней политике. Этот курс проходит в атмосфере острой идеологической борьбы между либерально-демократической и неолиберальной идеологией западноевропейских стран и США, с одной стороны, и евразийской идеологией России и ее союзников — с другой. При этом их философия должна выполнить историческую миссию — развенчать претензии западной демократии на универсальность и гегемонию в мировом масштабе.
Концепция исследователя, становление которой началось 30 лет назад в книгах «Мы — из рода половецкого!» (1992), «Полынь Половецкого поля» (1994), предложила детально разработанную национальную идею для России, объединяя потомков тех, кто когда-то осваивал и заселял Великую Степь. И это единство «прочитывается» на всем постсоветском пространстве, чьи народы внесли свой весомый вклад в создание уникальной цивилизации на Евразийском континенте.
Особое внимание в работах уделено Дагестану, Дербенту и его роли в мировой истории, в которых он демонстрировал подлинный национальный патриотизм. Эти новаторские идеи тогда были встречены на волне и на инерции коммунистической идеологии, с одной стороны, и обретавшей моду в России либерально-демократической идеологии, с другой стороны. На самом деле итог, к которому подводил Мурад Аджи читателя, ошеломляет своею простотой: мы — единый народ единой страны со своим цивилизационно значимым прошлым и грандиозной самодостаточной перспективой.