Письмо о Проторенессансе и тюрках

Уважаемая Марина Алексеевна!

Спасибо вам за сайт. Он нужен читателям, тем более что купить книги Мурада Аджи становится всё труднее. Во всяком случае, в магазинах они отсутствуют даже в Москве.

Мне посчастливилось приобрести его «Сагу о Великой Степи» еще год назад. Перечитываю ее вновь и вновь, всякий раз открывая что-то новое.

Вот и сейчас. В «Примечаниях» на с. 566 – 567 читаю:

Воссоздать портреты эпохи помогают творения Джотто, Каваллини, Лоренцетти, Мартини и других великих художников XIIIXIV вв. С мозаик, фресок и полотен смотрят люди, чья наружность говорит об их восточном происхождении: пропорции тела, овал лица, высокие скулы. А главное — глаза. Искусствоведы называют их миндалевидными, а тюрки — рысьими…

Во Всеобщей истории искусств собрана тюркская галерея портретов. Люди, чья “душа наполнена Небом”, вдохновляли художников на создание святых образов. И пророки, и Дева Мария, и сам Христос в искусстве Проторенессанса наделены ярко выраженной “азиатской” внешностью. Это просто нельзя не заметить. [Всеобщая история искусств. Т. III. Илл. 9–20, 21–25.].

К сожалению, у меня нет «Всеобщей истории искусств». Я просто обращаюсь к Интернету, отыскиваю тех художников, которых называет Мурад Аджи. И… буквально столбенею.

Скажите, пожалуйста (понимаю, что мой вопрос наивен, и все же), как, при каких обстоятельствах сделал Мурад Аджи своё открытие? В том, что это настоящее открытие не сомневаюсь.

С надеждой на ответ,
А. Шевченко.

Петербург
Март, 2019

Ответ редактора сайта

Добрый вечер, А. Шевченко!

Благодарю вас за письмо и интересный вопрос.

Мурад Эскендерович любил повторять, что география — царица наук, она открывает новые миры. А потому ему, географу по образованию и призванию, открылось то, что не увидели искусствоведы.

Полностью согласна с вами — это настоящее открытие. Толчком для него стала работа над оформлением книги «Кипчаки. Огузы. Средневековая история тюрков и Великой степи». В поисках подходящих иллюстраций приходилось не раз обращаться к книге Анны Эрши «Живопись интернациональной готики».

Тогда и заинтересовался Мурад Эскендерович истоками этого явления и высказал свое мнение:

Искусство средневековья — это до сих пор тайна, которую отличает выразительный художественный язык. Ученые не знают, что это за стиль, отмеченный почти во всей Европе. Откуда он? Его назвали интернациональной готикой. Мол, у него нет родины, нет хозяина. Однако так ли это? И случайно ли, что именно на тюркских землях, порой далеких друг от друга, отмечено одинаковое искусство. Фландрия, Ломбардия, Бургундия, Тоскана, Каталония, Англия, берега Рейна, земли нынешних Австрии, Венгрии, Германии, Чехии. Вот не полная его география… Где истоки этой особо мягкой живописи и изящности? Конечно, на Алтае. У тюрков!

В 2001 году, когда его книга вышла в свет, на эти слова мало кто обратил внимание. Но Мурад Эскендерович как настоящий исследователь искал и находил подтверждение своим выводам.

Его концепция Великого переселения народов, зародившегося на Алтае, позволила понять, как тюркская культура “растекалась” по евразийскому континенту, становясь достоянием человечества, обогащая Восток и Запад уникальными достижениями.

Еще раз благодарю вас за письмо. И в подарок вам и другим читателям дарю так понравившиеся картины.

Редактор сайта
Марина Алексеевна Курячая.

Джотто ди Бондоно. Монахи.

Фрагмент фрески. Капелла Барди церкви Санта Кроче.

Симоне Мартини. Благовещение

Пьетро Каваллини. Страшный суд. Апостол.

Липпо Мемми. Мадонна.