Читая книги Мурада Аджи
Нам, не только кумыкам, но и всему миру глаза открыл Мурад Аджи, публикуя свою версию об истории нашего народа. Что мы слыхивали с детства о тюркском народе вообще? Ничего хорошего. Поэтому каждую книгу его я воспринимаю как призыв задуматься о вещах следующего порядка.
Даже повзрослев, я имел не совсем чёткое представление о том, что кумыки являются составной частью тюркской нации. Поскольку я не историк по профессии, а строитель, мне ничего не оставалось делать, кроме как удивляться относительно утверждений некоторых наших учёных-историков о том, что кумыки произошли от даргинцев. Или такому постулату, что кумыки такой же народ, как все дагестанские народы, но говорят на тюркском языке пришельцев. Я думал: где же всё-таки истина? Хочется знать. В каждом из нас царит любовь к истине. Только она прекрасна, лишь она любви и уважения достойна.
Вот 1992 год. Судьба дала мне возможность познакомиться с Мурадом Аджи! «Я глубоко благодарен Небу за то, что мы есть, за то, что Всевышний создал нас тюрками, людьми с душой, наполненной Небом», — говорит он. Тогда он привёз с собой в Махачкалу небольшую книжку «Кумык из рода половецкого». Без Мурада Аджи разве я мог бы знать, что кумыки есть лишь один из многих народов великой тюркской нации? Разве я мог бы быть свидетелем того, что некоторые учёные-историки и слышать не хотят, что на свете существует тюркская культура, которая начало своё берёт на Алтае. Он вот так раскрыл мне и многим, таким как я, правду о нашем великом прошлом, похороненную, по его выражению, под горами лжи. Эта правда не только об истории тюрков, но и об их роли в формировании мировой цивилизации в целом.
Там, как уже выясняется, жил когда-то особый народ. В чём же заключалась особенность этого народа? А в том, что он понимал, что по-настоящему испытать чувство счастья можно только тогда, когда сделаешь счастливым других. Поэтому они назывались тюрками, то есть людьми. Но мы настолько были введены в заблуждение советской пропагандой, что вначале даже не верилось всему этому. И поэтому нет ничего опасней для народов, чем впасть в старое заблуждение, притом надолго.
Второй раз Мурад Аджи появляется у нас в 1995 году. На этот раз привозит с собой книгу «Полынь Половецкого поля», которая своим шумным успехом у читателей подтвердила, как он сам заявляет, правильность выбранного им пути. Он и мне подарил тогда эту книгу с автографом: «Дорогому Ганибалу с наилучшими пожеланиями», с датой 14.08.95. Прочитав эту его новую книгу, я не мог спать, и написал за ночь стихотворение.
В этой книге Мурад Аджи рассказывает о наших великих предках-тюрках, что в V
веке н.э. покорили Европу, а впоследствии превратились в маленькие «народики». Вот почему поневоле задумаешься над тем, что мы — кумыки, балкарцы, карачаевцы, говорящие фактически на одном тюркском языке, разбросаны по всему Северному Кавказу и не живём одной-единой республикой. Ответ на этот вопрос, конечно, когда-нибудь найдётся, а пока книги Мурада Аджи открывают глаза на то, какими мы были и какими стали. И самое главное, сам он тяжело переживает то, что, переродившись в «народики», они, т.е. тюрки, смирились со своим унижением. В общем, книги его сыграли роль катализатора в вопросе познания себя.
Читая книги Мурада Аджи, приходишь к мысли, что сегодня и те люди, которые себя называют русскими, за исключением их небольшой части, этнически являются тюрками.
IХ
–ХII
века были периодом становления уже русской государственности. А до этого здесь жили тюркские народы со своими государственными образованиями… Новые властители, т.е. варяги, приписали себе едва ли не все достижения степной культуры, а сам Дешт-и-Кипчак они буквально стёрли с исторических карт, будто его и не было. Не секрет и то, что низменность, расположенная между двумя морями, Каспийским и Чёрным, называлась Кумыкской равниной. Почему скрывают от нас факт, что город Анжи ещё в VI
веке н.э. был столицей великой империи? Почему наглядно не показывается многовековая история города при проведении юбилеев Махачкалы?
Немало читателей увидели в книгах Мурада Аджи новую национальную идею. С этой идеей они обратились к президенту России В. В. Путину и ждали, что будут рады, если их услышат.
Президент РФ В. В. Путин вроде услышал. Он, выступая на III
съезде Всемирного конгресса татар 30 августа 2002 года, остужая обеспокоенность татарской интеллигенции ростом российского шовинизма, продекларировал: «В заключение что бы я хотел сказать по поводу изучения национального языка. Полная дурь и бред, если кто-то где-то запрещает в многонациональной стране изучать родной язык или препятствует этому. Абсолютно недопустимо, вредно для страны в целом. Россия — сосредоточие такого национального, культурного, языкового богатства, которого в мире нигде нет. В этом как раз сила нашего государства… Многие языки у нас под угрозой исчезновения. Мы должны принимать особые меры для того, чтобы сохранить культурное наследие нашей страны… Абсолютно недопустимо, если кто-то говорит о том, что нужно сокращать изучение родного языка».
Однако на деле 15 ноября 2007 года Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон №448303-4, отменяющий национально-региональный и школьный компоненты в государственном образовательном стандарте.
Мурад Аджи, говоря о нашем прошлом, нередко приводит аналогии из нашей современности. В жизни каждого человека есть множество важных событий и внешних обстоятельств, но самыми главными я назвал бы: спокойное детство в благополучной и доброй семье, где наука любви даётся нам на всю жизнь, возможность гордиться своей Родиной и верить в её Правоту. Но если вместо этого гнетёт тебя понятие ассимиляции — т.е. поглощения одних этносов другими с полным забвением своего происхождения и былых традиций, когда спастись от этого можно только путем отказа от всего дорогого и привычного, — тогда из глубины души вырывается правда.
Самая главная беда нашего общества — беспамятство. Совершенно справедливо подчеркивает Мурад Аджи в своей книге, что толпа, лишённая исторических корней, не народ. Великая государственность – Дешт-и-Кипчак – по этой причине навсегда вычеркнут из истории России, России тюркской и славянской.
Над историей родины своей.
Эти слова Пастернака можно отнести и к творчеству учёного Мурада Аджи. А после того как мне пришлось услышать среди некоторой части наших кумыкских учёных слова, проявляющие неодобрение по поводу проведения конференции, посвящённой его юбилею, якобы он не является учёным, я решил посвятить их им, не понимающим, что наша кумыкская нация не может погибнуть, кроме как от самоубийства.