Письмо о тенгрианском храме
Уважаемый Мурад Эскедерович!
Слежу за вашим творчеством еще с тех пор, когда в конце 90-х вы приезжали к нам в Алматы. Никогда не забуду ту длинную очередь в гостиницу, где вы остановились: люди стояли часами, чтобы иметь возможность на несколько минут увидеться с вами и задать самый важный для них вопрос. Эта очередь и те разговоры, что вели мы между собой, ощущение духовного родства и необыкновенное чувство (уж простите за пафос) прикосновения к Истине, остались в моей памяти как одно из самых светлых воспоминаний моей жизни.
То было романтичное время: мы верили, что ошибки прошлого не повторятся никогда. Разве можно продолжать жить во лжи, когда сказана Правда? Для меня фильм «Покаяние» и ваши книги стали событиями из одного ряда. Сейчас те слова из фильма о «дороге к храму» превратились чуть ли не в расхожий штамп. Но тогда… Какой глубокий смысл открывали они мне и моим друзьям. Ведь ваши книги о нашей древней вере в Тенгри — Вечное Синее Небо, в Бога Единого оказались для многих из нас той самой «дорогой к храму».
Когда вы заговорили о крестах и храмах как о признаках тенгрианства, которые переняло христианство и другие религии, для многих это стало шоком. «Не может быть!» — говорили мы с отчаянной надеждой, а в душе всё уверенней пробивался потаенный голос, который твердил нам: «Может!»
После ваших книг люди словно проснулись и прозрели: внезапно все стали замечать кресты в наших орнаментах и украшениях (и даже на государственном гербе), а главное, конечно, стали искать и находить то, о чем вы заявили в своих книгах. Те тенгрианские храмы, которые вы описали до деталей и которые (чего греха таить) некоторые наши ученые за вашей спиной объявляли выдумкой, оказывается, находили и раньше. Но только теперь, пусть пока и робко, вслед за вами ученые отваживаются заговорить о тенгрианском начале культовых сооружений.
Высылаю вам коротенькую заметку о находке наших археологов на городище Туркестан. Многое в ней перекликается с вашими идеями, даже идея создания духовного центра нескольких религий. Мне запали в душу ваши слова, сказанные около другой священной находки. Она, «посещаемая паломниками разных конфессий, уже давно стала храмом под открытым небом. А что, если здесь возвести храм памяти? Храм братьев, разведенных Судьбой? Будет Место воссоединения народов, родов. Слово же сильнее меча. Или нет?.. Сюда приедут люди, предки которых тюрки: англичане и немцы, грузины и армяне, норвежцы и датчане, французы и испанцы… Ведь в глубинах их генетической памяти хранится правда».
Я мечтаю, чтобы ваши слова стали явью у нас, на земле древней страны Дешт-и-Кипчак
С благодарностью, А. Ахметова.
Алматы. Март 2012
Храм какой веры?
Археологические раскопки по программе «Культурное наследие» на городище Туркестан под холмом Культобе, неподалеку от мавзолея Яссави, обнаружили крупное культовое сооружение уникальной сохранности, религиозная принадлежность которого еще не определена. Находка таит в себе много загадок, расшифровка которых, в свою очередь, сулит научные открытия.
«Постройка представляет собой сложную систему разно¬образных помещений, занимающих значительную площадь в южной части холма Культобе, – рассказал начальник туркестанской археологической экспедиции, главный научный сотрудник Института археологии имени А. Маргулана Ербулат Смагулов. – Полностью планировка культового комплекса пока не выявлена — это дело нескольких полевых сезонов. Мощные – до 1,6 метра толщиной – сырцово-пахсовые стены сохранились местами высотой до 2,5–3 метров, то есть выше уровня оснований перекрывавших их сводов. Центральным элементом планировки является сооружение крестообразной формы. Концы сторон «креста» оформлены полукружьями, и в плане эта конструкция имеет четырехлепестковую форму. Наружные поверхности стен этой конструкции возведены с небольшим уклоном. Размеры «креста» — 18 на 18 метров, к нему с юга и востока прилегают еще некие помещения. Сейчас идет вскрытие данной конструкции на площади 26 на 42 метра, освобождение ее от плотных слоев пахсы, скрывших как в панцире это культовое сооружение».
Как говорит Смагулов, подобные крестовидные планировки известны в монументальной архитектуре культовых сооружений Средней Азии. Хронологически время их бытования относится к III
–VIII
векам. Они частично раскапывались в районе Тараза, известны в древних слоях Ташкента, аналогичное по форме сооружение исследовано в районе Бухары. «Но нигде сохранность сооружения не была столь хорошей, и нигде не предпринималось мер по консервации и музеефикации подобного рода культовых сооружений, – отметил он. – Однако до сих пор нет ясности в функциональной структуре подобных сооружений, не ясна их конфессиональная принадлежность».
Чтобы полностью оценить значимость находки, необходимо значительно увеличить площадь раскопа (на данный момент, как предполагают археологи , вскрыта меньшая часть памятника), а это возможно при увеличении времени и средств на проведение изыскательских работ. Тем не менее в культовом характере найденного сооружения руководитель экспедиции не сомневается: это было специальное храмовое помещение, где совершались ритуалы и обряды. Вопрос в том, какую веру в нем исповедовали. «Какие религии были распространены в это время на территории нынешнего Туркестана, науке известно, – пояснил ученый. – Равносторонний крест мог находиться в тенгрианском храме, христианском храме несторианского толка и других вероисповеданий. Однозначных выводов делать пока нельзя – памятник только начинает приоткрываться».
Как подчеркнул наш собеседник, узнать, что было на этой земле до прихода ислама, на что «наслоилась» новая религия, являлось одной из задач археологической экспедиции. Обнаружение основания древнего храма и уцелевших там артефактов (различного рода керамики, изделий из кости и золота, масляных курильниц, остатков обгоревшего угля и золы, обглоданных бараньих костей) стало материальным подтверждением его предположения: Яссы (предшественник Туркестана) изначально был древним крупным культовым центром на территории Казахстана .
И именно по этой причине сюда в свое время приходит великий Ходжа Ахмед, убежден Смагулов. Этот вопрос — мотивы прихода суфия в Яссы, небольшой захолустный городок, каких по долине Сырдарьи было несколько сотен, — до сих пор оставался практически неизученным. И теперь исследователь дает на него свой ответ: проповедник пришел в идеологический центр старой веры, чтобы словом Божьим и своим личным примером, отказом от мирских радостей, убедить людей изменить образ жизни и, побеждая прежнюю религию, распространить ислам суфийского толка.
По большому счету, раскопки под Культобе привели ученого к разгадке роли Туркестана в древности и утверждению его нового статуса: духовного центра не одной религии — ислама, как принято его воспринимать, а как минимум двух, а может, и больше. «Туркестан может стать нашим казахстанским Иерусалимом — городом разных религий», — убежден Ербулат Смагулов.
Но для этого необходимо соответственно обустроить найденные остатки храма в качестве нового туристического объекта вблизи знаменитого мавзолея Яссави. Между тем у самих археологов нет средств для сохранения и защиты уже раскопанной площади от разрушений и несанкционированных посетителей. Находка требует продолжения работ в следующем году, а после полного ее вскрытия – реставрации и консервации. В первую очередь уже к нынешней осени необходимо построить навес. «Учитывая расположение этого уникального памятника древней духовной культуры в охранной зоне мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, с сохранностью сооружения почти трехметровой высоты и практически неразрушенным комплексом, считаю возможным и необходимым предпринять целый ряд мер, – высказался руководитель экспедиции. – Необходимо включить раскопки и исследование этого памятника в план совместных с Институтом археологии имени Маргулана научно-исследовательских работ музея-заповедника «Азрет Султан» на 2012-2015 годы, который сейчас является крупным туристическим центром в Казахстане. Также требуется разработка проекта консервационных и благо¬устроительных работ вокруг данного объекта для его включения в экспозицию музея-заповедника «Азрет Султан».
Эти вопросы уже поставлены руководством Института археологии перед Министерством культуры. Ученые надеются, что государство возьмется за их решение. «Исследование и музеефикация этого памятника будет означать выполнение положений «Менеджмент-плана», принятого в свое время ЮНЕСКО. Это будет способствовать как минимум закреплению приоритета казахстанской науки в исследовании древнего этапа культурогенеза в Присырдарьинском регионе, расширит и разнообразит репертуар экспонируемых государственным музеем-заповедником «Азрет Султан» оригинальных объектов древней духовной культуры, – считает Ербулат Акижанович. – Это также станет примером выполнения нашей республикой взятых на себя международных обязательств и послужит иллюстрацией политики религиозной и мультикультурной толерантности Казахстана».
Статья расположена по адресу
Фотография взята из «Казахстанской правды» 09.07.2011, адрес.