Письмо архитектора

Уважаемый г-н Аджи!

С удовольствием прочитал ваши книги. В связи с этим позвольте спросить, почему ваши эксперты и вы лично не реагируете на ту историческую глупость, которую постоянно тиражируют наши политики и телевидение? Почему вас не слышно в СМИ, не видно на ТВ?

О Дешт-и-Кипчаке я теперь вспоминаю не только в связи с историей своего рода, в котором с 1534 года было много известных в России деятелей, интерес к этой теме у меня стал профессиональным. Я запатентовал новое архитектурное течение рестайлинга (замена внешности) с орнаментальными декорами, ведь в декорах прочитывается история — забытая культура нашего народа.

В качестве противовеса убогой архитектуре “коробок” (бетон – стекло – металл) я задумал крупный проект. Хочу, чтобы в городах России, там, где проходил маршрут Великого переселения народов, появились кварталы и красивые площади, по-особенному привлекательные для туристов: благодаря рейсталингу современные постройки обретут новые декоры, орнаментально использующие древнетюркские традиции.

Прочитав ваши книги, я многое проанализировал и связал между собой орнаментальные истории (Дагестан – Вологда – Скандинавия). Разобраться в конкретных деталях мне помогли работа П. Дебирова об орнаментах Дагестана, альбом коллекции прялок А. Германовича… В поисках истоков своей идеи я ориентировался на Австро-Венгрию, там искал примеры смешения культур по работам выдающегося венгерского архитектора Эдёна Лехнера и др. Но после ваших книг обратил внимание на Дагестан, на Кавказ.

У меня вопрос, он возник на основании того, что орнаменты старинных прялок Вологодской области на сто процентов схожи с орнаментами Кавказа. Могла ли часть потока Великого переселения проходить через Вологодскую область мимо Онежского озера, т. е. двигаться параллельно западному потоку, шедшему через территорию Украины?

Ведь вдоль берега Белого моря или Ботнического залива Балтийского моря лежали вполне проходимые земли, теоретически здесь можно было пройти беспрепятственно, берег чистый.

Я не владею тюркским языком, но чувствую, что и топонимика этих мест может принести немало открытий, вдруг и там есть что-то тюркское?

С уважением,
Константин Мордвинов.
Москва.
Апрель, 2010.

Ответ Мурада Аджи

Уважаемый г-н Мордвинов!

Мне приятно ваше письмо, приятно ваше неравнодушие и особенно приятно то, что вы хотите сделать мир красивым. Я разделяю ваше желание.

Должен открыть вам глубокую тайну — у меня нет группы экспертов, а с просьбой выступить на ТВ или в СМИ ко мне не обращаются. Думаю, что мои книги — это и есть ответ всяким невеждам, большего я сделать не могу…

Ваше наблюдение о сходстве орнаментов интересно. Я давно убедился, что люди искусства замечают куда больше, чем профессиональные историки. Но вот представление о Великом переселении народов требует уточнения.

На Европейский Север через Вологду тюрки попасть никак не могли — их продвижение ограничили зона болот и тайги. На Севере они оказались лишь в 435 году, когда Аттила подошел к северному побережью Европы, где заканчивалась Степь (нынешняя Дания), и утвердил здесь орду Балтов для освоения Скандинавии и прилегающих территорий (отсюда топоним Балтика).

Скандинавские саги о том сообщают весьма подробно… Продвижение в сторону Ладожского и Онежского озер шло водным путем, появился “конь вод”, так называли они свои корабли, на которые брали и коней. О переселении говорят памятники той эпохи, в том числе появление городов и топонимика: Абай (Або, нынешний Турку), Хунигард (Новгород), Алтынбур (Старгород), Валаам, сама Ладога (которую называли Алдога) и другие… Как видим, замеченное вами “продвижение” орнаментов на Север проходило через Балтику и тюрков, получивших здесь имя варяги. (Об Одине — Вотане разговор особый.)

А вот вторая волна переселенцев была уже с юга, она пришла с поморами, в период Золотой Орды, и особенно усилилась в период Раскола и Смуты. Заметьте, этот фрагмент схемы Великого переселения народов идеально вписывается в освоение “Русского Севера”.

Он объясняет появление орнаментов, рун, изображения коней на скалах. Здесь особенно интересны “оленные” (дорожные) камни, которые встречаются в Скандинавии, но их демонстративно не замечают на Русском Севере. А ведь такие же камни есть на Алтае, они по всему маршруту Великого переселения. И, конечно, этот фрагмент истории заслуживает глубокого изучения.

С уважением,
Мурад Аджи.